Альбом «Лекарственные растения — иллюстрации»

  • Подписаться с помощью:
  • Яндекс.Подписки
  • Feedly
  • RSS-канал

Альбом содержит 15 работ , обновлялся в апреле 2017 г.

Ссылка на альбом

Получить превью всех изображений

Идёт создание архива…

Получить номера всех изображений

© ООО Лори , 2006 — 2019

+7 (495) 933 20 17

(по вопросам поиска и покупки изображений и видео, лицензионным соглашениям и заключению договоров)

(по вопросам работы авторов с фотобанком)

107023 , Москва , площадь Журавлёва, д. 10, офис 214 , Фотобанк Лори

(адрес для отправки документов курьером)

125009 , Москва , ул. Тверская, д. 7 , а/я 123 , Фотобанк Лори

(почтовый адрес — только для писем и документов)

Лекарственные травы иллюстрации

Трава долголетия, способствующая быстрому выздоровлению при многих заболеваниях. Многолетнее растение с многочисленными стеблями. Листья серебристо-зеленого цвета, покрытые легким ворсистым налетом, цветет многочисленными фиолетовыми цветами, собранными в соцветия.

Он незаменим для поддержания хорошего самочувствия. В лекарственных целях используют листья, собранные во второй половине лета.

Улучшает память, помогает бороться с депрессией, повышает работоспособность. Положительно влияет на работу пищеварительной системы, снимает кишечные колики.

Нормализует кровообращение, благоприятно воздействует на сосуды головного мозга, поэтому его свойства используют при лечении головокружений, а так же принимают как восстанавливающее средство после инсультов.

При заболеваниях органов дыхания оказывает антисептическое и бактерицидное действие. Принесет пользу при бронхиальной астме, ангине, ларингите и хроническом бронхите.

Женщинам, желающим продлить свою молодость и красоту очень полезно с помощью шалфея проводить курс омоложения, принимать настой утром, натощак. В нем содержатся женские фитогормоны, поэтому считается, что эта лекарственная травка помогает при бесплодии, снимает воспалительные процессы при гинекологических заболеваниях, лечит фригидность и снимает нервозность при менопаузе.

Самый популярный цветок на дачных участках, клумбах и цветниках. Однолетнее растение, цветущее с июня по октябрь ярко-оранжевыми душистыми цветками. Его народное название ноготки знакомо всем с детства.

Из цветов календулы делают настойки и мази, отвары используют для примочек. Настои календулы принимают при гастритах и колитах, болезнях печени и желчного пузыря, ишемической болезни сердца и хронических бронхитах.

И все же это растение более широко используются для наружного применения, поскольку обладает сильным ранозаживляющим действием. С помощью настоек календулы можно вылечить герпес, различные гнойничковые заболевания, жирную себорею и экзему, коньюктивит и блефарит.

Полоскания помогут при стоматите и пародонтозе. Спринцевания – при эррозии шейки матки.

Однако, при наличии огромных достоинств, применение этих лекарств разрешено далеко не всем. Противопоказано применять настои при пониженном давлении и беременности. Считается, что даже ограниченное применение растения может обострить токсикоз и вызвать сильную рвоту. Не рекомендуется применять настои при лечении детей до 12 лет.

Колючий кустарник с узкими длинными листьями и плодами ярко-оранжевого цвета. Свое название получила из-за большого количества ягод, плотно прилегающих к ветке.

Является очень ценным растением, содержащим целый «букет» витаминов. Такой витаминный состав в растениях встречается очень редко.

О способах лечения облепихой написаны целые книги. Болезни, которые можно вылечить с ее помощью, не перечесть. Препаратами можно вылечить самые различные внутренние хронические заболевания – воспаление желудка, кишечника, колит. При гепатите очень полезен свежий сок.

Облепиховое масло улучшает память, снижает уровень холестерина, защищает от воздействия радиации и препятствует росту опухолей. С его помощью лечат трофические язвы, псориаз, пролежни и ожоги.

У людей, употребляющих свежие плоды облепихи, укрепляется иммунитет и повышается физическая активность, в том числе и сексуальная. Настойки из свежезамороженных ягод помогают быстро вылечить грипп и сильный кашель. Отвар из веток облепихи используют при выпадении волос и облысении.

Мать-и-мачеха

Это растение всегда спасало от многих недугов. В древние времена знахари готовили целительный отвар, вылечивающий людей от удушливого кашля. Она и сейчас является очень популярной.

Помогает при простудных заболеваниях, бронхитах, бронхиальной астме. Капли из ее отвара вылечат самый сильный насморк.

При раздражении желудка очень полезен теплый, несладкий чай, заваренный из листьев мать-и-мачехи.

При заболеваниях кожи ее прикладывают к фурункулам, нарывам и язвам.

При рожистом воспалении – порошком из толченого сырья присыпают раны.

Валериана лекарственная

Особым лечебным действием наделен корень этого растения.

Настойки употребляются при слабости организма, бессоннице, стрессовых состояниях, мигрени, тахикардии.

С ее помощью лечатся некоторые заболевания печени и щитовидной железы.

Легче переносятся приливы крови во время климакса.

Его плоды – бесценный источник витаминов.

Избавит от авитаминоза, анемии и заболеваний печени.

Поможет при серьезной простуде, бронхите и воспалении легких.

Маслом шиповника можно вылечить серьезное заболевание кожи – псориаз, а женщинам, мечтающим о похудении, с помощью его отвара сделать это будет очень легко.

Мята перечная

Абсолютно все знают о том, что мята очень полезное растение. Но, к сожалению, далеко не каждый человек осведомлен о всех ее полезных свойствах.

Мята поможет при изжоге, всевозможных воспалениях, болях в сердце, при пищевых и алкогольных отравлениях.

Мятное масло устраняет мышечные боли, возникшие после тяжелой физической нагрузки, а так же используется для лечения позвоночника.

Ее отвар снимает зубную боль и зуд от укуса насекомых.

Мятные капли прекратят тошноту и головокружение.

Подорожник

Неприглядная на вид травка знакома всем с детства. Кто из нас не прикладывал его листик к разбитой коленке?

Это натуральное лекарство, благосклонно подаренное жителям земли природой.

Рекомендуется применять при язве желудка, болях в кишечнике.

Как отхаркивающее средство при бронхите и туберкулезе.

Как укрепляющее средство при дизентерии и поносе.

Наружно – при укусах пчел, фурункулах и открытых ранах.

Медуница лекарственная

Широко применяется в фитотерапии при заболевании легких и кровохарканье.

Отвар этой травы пьют при головных болях и нервных заболеваниях.

Она улучшает состав крови, лечит почки и мочевой пузырь.

Измельченным сырьем присыпают раны, чтобы остановить кровотечение, а сок медуницы используют в онкологии.

Лечебными свойствами обладают его корневища.

В народе считается, что он может излечить девять самых серьезных заболеваний.

Оказывает большую помощь при желтухе, водянке, задержке мочи, малокровии.

Он полезен при аритмии, варикозном расширении вен и атеросклерозе, рекомендован при импотенции и болезненных месячных.

Укрепит иммунитет и защитит от вируса гриппа.

Сабельник болотный

Лечение этим растением медленное, требующее терпения, но результат может превзойти все ожидания.

Считается, что именно он может помочь при раке желудка.

С успехом используется при лечении радикулита, остеохондроза и артрита.

Читайте так же:  Ягода ирга лечебные свойства

Свежесобранную траву прикладывают к гнойным ранам, она может помочь при вывихах и растяжениях.

Компрессы из отвара полезны при мастопатии, а настойка тонизирует работу сердца и предупреждает инсульт.

Чемпион среди пахнущих растений, его запах забыть невозможно.

Свежим растением лечат кожные заболевания.

Уменьшает отеки, заживляет раны, снимает боль.

Его настой принимают при простатите и импотенции, а чай полезен при любом виде кашля, пневмонии и коклюше.

Растирка поможет снять мышечные боли, а ванна восстановит силы и очистит кожу.

Бессмертник

Совершенно не зря имеет такое название.

При приеме отвара бессмертника у больных с заболеваниями желчных путей и печени быстро исчезают боли.

При хроническом холецистите препараты, содержащие эту траву, вымывают песок и мелкие камни.

С помощью него знахари лечили желтуху и изгоняли паразитов, а женщины лечились от самых различных женских болезней.

Применяется как желчегонное, мочегонное и кровеостанавливающее средство, а в виде кашицы для лечения некоторых кожных заболеваний.

Лекарственные растения

Цели:

  • познакомить с лекарственными растениями;
  • рассказать о лечебных свойствах растений;
  • учить детей бережно относиться к богатствам страны;
  • формировать представление о многообразии растений;
  • культура поведения;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  • лекарственные растения в пакетах;
  • гербарий;
  • раздаточный материал для конкурсов.

На столах, за которыми сидят дети лежат иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(дети хором ) — природа.

— Ребята! А знаете ли вы, что относится к живой и неживой природе ?

— Человек, растения, животные, грибы — живая природа.

— Солнце, воздух, вода, почва — неживая природа.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, об особых растениях.

Это лекарственные растения. Что же такое ,,лекарственные растения»?

Дети: Это растения, которые помогают нам вылечиться.

Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете ?

Учитель: (Рассказ учителя о лекарственных растениях)

В каждом доме есть небольшая аптечка. Разве обойтись нам без средств первой медицинской помощи, ведь то палец пораним, то голова разболится или зуб. Чаще в аптечке мы храним препараты химического происхождения.

Наряду с препаратами химического происхождения, мы с успехом применяем лекарственные средства растительного происхождения, оказывающие то же самое действие. В отличие от таблеток и порошков травы редко вызывают те или иные побочные эффекты, обладают лучшими вкусовыми качествами.

Приступая к подбору растительного сырья для аптечки, нужно прежде всего усвоить: ни в коем случае не заниматься самолечением, обязательно нужно посоветоваться с врачом.

Нужную траву не всегда удаётся купить в аптеке. Не беда, можно выращивать её на приусадебном участке. Можно собирать траву в лесу. При этом не забудьте согласовать свои действия с правилами охраны природы.

Итак, какие же могут быть в аптечке травы?

Помогут нам ответить на этот вопрос конкурсы.

Каждый ряд — команда.

Отгадайте лекарственное растение по описанию.

(Дети пользуясь иллюстрациями дают описание растению).

Определите по запаху данное растение (глаза закрыты).

(Валериана, мята, ромашка).

Прыг да скок, прыг да скок!
Прыг кузнечик на листок.
А за ним — лягушки,
Хитрые подружки!

Зайка — за лягушкой,
Маленькой квакушкой,
А за зайкой я бегу,
Удержаться не могу!

Зайка прыг, зайка скок.
Наклонил к земле листок!
Подниму листок, спасу.
Вместе с ним и я расту!

Учитель: В нашем крае растёт очень много лекарственных растений.

Одуванчики — растут повсюду, доступны с ранней весны до поздней осени.

Свежие молодые листья — оригинальное дополнение к любому салату.

Одуванчики — природное мочегонное средство. Применяют для лечения заболеваний кожи.

Крапива — также мочегонное средство. Листья полезны при астме, артрите.

Подорожник — настой из листьев подорожника применяют при кашле, при лечении желудка.

Зверобой — используют как вяжущее, противовоспалительное и противомикробное средство. Зверобой обладает ранозаживляющим, спазмолитическим и желчегонным свойствами.

Мелисса — применяют настой травы для возбуждения аппетита и улучшения деятельности органов пищеварения. Применяют как противосудорожное и болеутоляющее средство, в частности при различных невралгиях, головной боли, болях в желудке.

Мята — водный настой этой травы улучшает пищеварение, помогает при спазмах кишечника, тошноте.

Шиповник — плоды шиповника широко используют для витаминизации различных кулинарных и кондитерских изделий. Витаминные экстракты, сиропы, пилюли, таблетки, драже, а также водные настои из плодов принимают для профилактики и лечения заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, при истощении и малокровии.

(Демонстрация каждого растения).

— Какие лекарственные травы использовались в вашей семье?

— Приходилось ли вам собирать лекарственные растения ?

— Кто занимался сбором растений ?

Послушайте загадки. Отгадки — лекарственные растения.

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься — укусит.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)

Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? (Душица)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Учитель: Рябину используют при заболеваниях лёгких. А также пьют сок из спелых ягод для хорошего аппетита.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

Учитель: Черёмуху используют при заболеваниях желудка и кишечника.

Подводим итоги конкурсов и вручаем награды.

Учитель: (Раздаёт лекарственные растения в пакетах. Демонстрирует, как выглядят готовые лекарственные растения в аптеках.)

— Заниматься заготовкой растений должны люди, хорошо разбирающиеся в них. Надо помнить: заготовка лекарственного сырья не должна быть хищнической. Не только о себе нужно заботиться, но также о природе, всё более угнетаемой человеком. Ваше бережное отношение к лесу и лугу — это выражение вашей благодарности. Надо стремиться понимать себя не как ,,царя природы», а как одушевлённую частицу этих сил.

— О каких лекарственных растениях мы сегодня говорили?

— Какую пользу приносят эти растения ?

— Что нужно помнить при сборе лекарственных растений?

Леса и луга — наше богатство.
Берегите их.

Татьяна Ильина: Лечебные травы. Иллюстрированный справочник-определитель

Аннотация к книге «Лечебные травы. Иллюстрированный справочник-определитель»

Новый справочник, написанный опытным биологом, автором многочисленных бестселлеров о лесных и садовых растениях, Татьяной Ильиной, позволит вам научиться с легкостью ориентироваться при сборе лекарственных растений. Удобная группировка по цвету венчика цветка, подробные характеристики растений (размеры, ботанические особенности, места его произрастания), а также качественные цветные фотографии позволят даже начинающему любителю быстро идентифицировать конкретный экземпляр и применить ее по назначению. Ведь ни для кого не секрет, что лекарственные растения обладают поистине уникальными свойствами, благодаря которым можно исцелить практический любой неприятный недуг.
Внимание! Информация, содержащаяся в книге не может служить заменой консультации врача. Необходимо проконсультироваться со специалистом перед применением любых рекомендуемых действий.

Читайте так же:  Народная медицина редька с медом

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

лекарственные растения иллюстрации собрания

лекарственные растения иллюстрации собрания предпосылки белые

  • 3
  • 1634
  • 8

Авторское право © 2000-2019 Dreamstime. Все права защищены.

Зеленая аптека. Лекарственные травы

  • № 3465
  • Коллекция : Картотека лекарственных растений;
  • Назначение : Картотеки;
  • Изображения:
    лекарственные растения, девясил, крапива, подорожник, ромашка

Карточки лекарственных растений (травянистые растения) с фото, названиями растений и лечебными свойствами.

Ромашка аптечная, подорожник большой, девясил высокий, крапива

Многолетнее, травянистое растение

Применяется как отхаркивающее при различных заболеваниях дыхательных путей, ревматизме, гриппе, чесотке. Эффективен для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Входящее в них эфирное масло обладает выраженными антисептическими, противовоспалительными и противоглистными свойствами.

Гербарий «Лекарственные растения» (22 вида, с иллюстрациями)

Гербарий предназначен для демонстрации на уроках биологии.

Габаритные размеры в упаковке (дл.*шир.*выс.), см: 30,5*22*3. Вес, кг, не более 0,45.

Комплектность: гербарные листы – 22 шт., руководство по эксплуатации – 1 шт.

В пособии представлены засушенные и приклеенные на гербарные листы части 22 лекарственных растений. Аннотации на гербарных листах содержат видовое название, семейство, информацию о строении растения, его свойствах, территории распространения.

Перечень образцов: береза, боярышник, брусника, валериана, вереск, дуб, зверобой, кипрей, крапива, липа, малина, мята, облепиха, одуванчик, петрушка, пижма, подорожник, полынь, рябина, тысячелистник, чистотел, шиповник.

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе.

Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе

Вид занятия: итоговый

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация — формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье — формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);

Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;

Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.

Наш е сегодняшн ее п утешествие будет проходит ь под девизом

«Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих

травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»

Обожгу я без огня. (Крапива).

Шар улетел. (Одуванчик).

3. Стоит в лесу кудряшка-

В середине золотая,

Кто она такая? (Ромашка)

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

— И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?

(Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

— Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

— Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

— Как оно называется? (Подорожник)

Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

— Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

— Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

— Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей — одуванчик)

— Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? ( Так говорят о крапиве)

— Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

— Но почему же всё — таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из — за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков — едкая жидкость, она то и жжёт.

— Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

— А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? ( Это тысячелистник).

— Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

— Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

— Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют — малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)

— Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

— Что готовят из ягод ? ( Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

— Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа )

— А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

— Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

Читайте так же:  Лекарственное каланхоэ лечебные свойства

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей И.П. руки на поясе — имитирующие

движения капель двумя руками

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять

повороты влево, вправо, разводя

И для маленьких детей, присесть и показать руками рост

И для мам, и для пап. встать — поднять руки вверх

Кап – кап – кап ! И.П. руки на поясе — имитирующие

движения капель двумя руками

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

— Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки — в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни — осенью.

Дети рассказывают и объясняют —

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)

Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

-Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это — растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

Я хочу прочитать вам небольшое стихотворение В. Берестова, в нём говорится о том что, беречь прекрасный, но хрупкий мир растений – обязанность каждого человека. Послушайте:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.

— Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

3. Исследовательская игра « Мы — фармацевты»

Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование — посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать — каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 — 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)

Итог занятия: Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!

Лекарственные травы иллюстрации