ПРОЕКТ « МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ МОЕГО ПОСЁЛКА». — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАнгелина Истомина

Похожие презентации

Презентация на тему: » ПРОЕКТ « МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ МОЕГО ПОСЁЛКА».» — Транскрипт:

2 ПРОЕКТ « МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ МОЕГО ПОСЁЛКА».

3 Автор проекта : Учитель начальных классов Шумская Наталья Николаевна Учебный предмет : Окружающий мир, внеклассная работа, литература. Продолжительность проекта: сентябрь — март.

4 Цель проекта : -научится самостоятельно находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать её; -познакомиться с миром лекарственных растений родного посёлка; -внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений. Педагогические цели : -активизировать навыки самостоятельной работы ребёнка по сбору нужной информации; -развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

5 Объяснить рост числа заболеваний населения на территории, где есть объект атомной промышленности легче всего « списав » все на радиацию. Но причинами роста могут быть и иные факторы, в том числе и такие, о которых мы подчас просто забываем. На фоне все возрастающей заболеваемости резко снижается доступность лечения, особенно по причине роста цен на лекарства, поэтому большое внимание уделяется применению лекарственных растений. Что является преимуществом растительных средств, так это более широкий спектр терапевтических воздействий и меньшая опасность возможных осложнений. В нашем посёлке насчитывается около 200 лекарственных растений. Проект помог детям младшего школьного возраста научиться собирать гербарий, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии, взаимодействовать с другими детьми в работе на общий результат.

6 Оборудование. При подготовке проекта использовались: 1. Энциклопедии; 2. Книги о растениях, о природе; 3. Научно-познавательные журналы; 4. Информация из Интернет; 5. Фотосъемка. В проекте принимали участие: 1. Учащиеся 3″Б» класса; 2. Классный руководитель (Шумская Н.Н.); 3. Родители, дедушки и бабушки учащихся.

7 Результаты проектной деятельности учащихся : -справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария; -стихотворения о лекарственных растениях учащихся; -вырезки из газет с рецептами; -презентация проекта;

9 Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за помощью.

11 Ландыш Ландыш- это декоративное растение выращиваемое ещё с 18 века. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян- лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца. Это растение используют и парфюмеры – ведь аромат ландыша незабываем. В медицине используют траву, состоящую из листьев и соцветий, собранную во время цветения. Из ландыша получают настойку, концентрат ландыша и коргликон. Применяется при острой и хронической сердечной недостаточности, кардиосклерозе, пороках неврозах сердца. Водный настой травы ландыша с цветками готовят в народной практике из одной чайной ложки высушенной и измельчённой травы на стакан кипятка. Этот настой применяется в качестве снотворного и в виде примочек при некоторых глазных заболеваниях.

12 Подорожник растёт по склонам, в степях и на сорных местах, при дорогах, у изгородей. Лекарственное значение имеют листья, собираемые во время цветения, а также семена. Листья подорожника содержат ферменты эмульсин и инвертин, дубильные вещества, каротин, витамин С, лимонную кислоту и другие вещества. В виде отвара листья подорожника полезны от кашля; соком лечат язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Листья подорожников широко применяются в народной медицине. Свежесорванными их прикладывают к ранам, язвам, ожогам и ушибам. Высушенные листья заваривают как чай, и применяют в качестве отхаркивающего средства, при кашле, поносах, дизентерии, при воспалении мочевого пузыря, малярии и других болезнях.

13 Подорожник – трава У дороги растёт. Кто поранится вдруг Он на помощь придёт! Насолиев Александр Вдоль лесной опушки Растёт подорожник! Для ран заживляльник, Желудку помогальник! Сазонова Александра

14 Мелиса Мелисса — древняя культура Греции и Востока. Авиценной мелисса ценилась как тонизирующее и прогоняющее меланхолию средство. В европейской и американской кулинарии используют листья и молодые побеги, срезанные до цветения. Сушёном в виде (пряная приправа к салатам, супам, дичи, рыбным блюдам, грибам, используется для отдушки чая уксуса, ликеров и напитков, при посоле огурцов и помидор.) В Дании мелиссу применяют для консервирования мяса. Эфирное масло с сильным лимонным запахом ценится в парфюмерии. Народная медицина использует при болях, заболеваниях желудка некоторых формах астмы, неврозах, малокровии, половом перевозбуждении, для астмы, для нормализации менструации и как потогонное, компрессы прикладывают при ревматических болях, ушибах и язвах. Листья мелиссы с майораном применяли для укрепления памяти.

16 Смородина Кустики смородины растут по всему земному шару, в северном и южном полушарии, в холодном и умеренном климате. Они встречаются в сырых лесах, по берегам рек и болот, в горах. Чёрную смородину считают родоначальницей всех культурных сортов, в том числе смородины красной и белой. В ягодах чёрной смородины много витамина С, есть и витамин В1, В2, Р, каротин, пектиновые вещества и эфирные масла, которых нет в ягодах красной и белой смородины. Всем известно, как полезна смородина, поэтому хозяйки стремятся запасти на зиму варенье из этой ягоды. Если взять 1 кг сахара и 1 кг смородины и прокипятить их вместе на небольшом огне, а потом поставить в погреб или холодильник, то варенье застынет, загустеет и у вас получится желе. Варенье в желе превращают вещества пектины, которых особенно много в красной смородине. На обратной стороне листьев черной смородины есть желтоватые желёзки, которые выделяют ароматические вещества, убивающие микробов. Их кладут в напитки и консервы, чтобы придать им аромат, заваривают как чай. В народной медицине настоем и отваром листьев смородины лечат болезни почек мочевого пузыря, простуду и ревматизм. Ягоды смородины полезны после долгой болезни как укрепляющее средство. Листья чёрной смородины выделяют фитонциды.

17 Малина Кустарник (от 50 до 100 см высоты) с перистыми листьями, листочки, в числе 3-5, широкие яйцевидные или яйцевидно – продолговатые, сверху голые, снизу тонко — беловойлочные, неравномерно пильчатые, заостренные. Цветки в пазушных малоцветковых кистях, лепестки белые. Плод – шаровидно- приплюснутый. Ветви густо усажены коричневыми шишками. Растет в верхнем и среднем горных поясах, по лесным опушкам, в кустарниках, на лугах, по балкам и на берегах рек. Встречается в Ставропольском крае ( Зеленчукском, Урупском, Карачаевском и Малокарачаевском районах ). Иногда образует массивные заросли в Дагестане ( во всех облесённых районах, в особенности Буйнакском, Казбековском, Дахадаевском, Кайтагском и др. ), Кабардино – Балкарии ( Баксанское, Чегемское, Черекское ущелья ), Чечено — Ингушетии ( Введенский, Ножай – Юртовский, Сунженский, Шелковской районы ), Северной Осетии ( по Ардону, Цейдону и др.). Часто встречается в лесах Западного Кавказа и Закавказья. Запасы сырья огромны. Этот вид малины является родственно близким к малине обыкновенной –R. adieus L., которая в нашем крае широко культивируется. Лекарственным сырьем являются плоды малины Буша, применяемые наравне с официальным видом. Собирают только зрелые плоды в июле, затем очищают их от плодоножек, листьев, недозрелых экземпляров и подвергают сушке в несколько охлажденной печи или в сушилке. Рекомендуется предварительно сырье провялить на солнце. Плоды содержат эфирное масло, сахара, лимонную, салициловую и яблочную кислоты, пектин, слизь, витамин С. Горячий чай из высушенных плодов широко применяется как погонное средство.

19 Яблоня Благодаря значительному количеству пектина, свежее натёртые яблоки не сладких сортов — одно из лучших средств от поноса, острые и хронические колиты и другие кишечные заболевания, особенно у детей. Яблоки полезны при сердечно — сосудистых заболеваниях. Их незначительная калорийность является весьма ценным качеством для детей при ожирении. В этом случае врачи нередко рекомендуют раз в неделю делать разгрузочные дни (1, кг яблок в день). Следует знать, что при длительном хранении свежих яблок количество витамина «С» неуклонно снижается. Между тем в консервированных яблоках и яблочном компоте витамин «С» сохраняется очень долго. Согласно народной медицине, при простуде и охриплости можно пользоваться настоем сушеных яблоневых листьев (1: 10). Для вкуса в настой добавляют сахар. Пьют его тёплым по полстакана через каждые 2 часа.

20 Груша В народной медицине отвар сушеных груш дают пить при жажделихорадящим больным, для ослабления приступов кашля и поноса (последнее объясняется наличием в грушах дубильных веществ – в некоторых сортах до 20%).Следует отметить, что закрепляющие свойства более выражены в плодах дикой груши. Как закрепляющее средство часто применяют настой, грушевый кисель или компот, особенно при лечении детей. Советуют употреблять также отвар овса и сушеных груш. Грушевый сок и отвары назначают так же как мочегонное средство. Груши применяют для диетического питания при заболеваниях почек, язвенной болезни, атеросклерозе, повышенном кровяном давлении.

21 Б ОЯРЫШНИК Боярышник – это кустарник или небольшое деревце, которое растёт на склонах, в кустарниках, по лесным опушкам, а также в лесах. Лечебным сырьём являются плоды, сбор которых производится осенью. Иногда применяются цветы и листья. В научной медицине используется жидкий экстракт из плодов и настойка из цветов боярышника. В плодах содержатся различные виды кислот, дубильные вещества, сахара и другие вещества. В цветах содержатся: эфирное масло, кверцетин, триметиломин. Препараты боярышника усиливают кровообращение в сосудах, регулируют нарушенный сердечный ритм, повышают сопротивляемость сердца к неблагоприятным воздействиям. В народной медицине используют цветы боярышника в виде отвара при сердечных болезнях, нервных потрясениях и простуде.

22 Милая рябина Как тебя люблю! И бабушке с давлением Скорее помогу. Я ей чай горячий От давленья заварю. Галкина Валерия

23 Заболели вдруг суставы- Что же это за беда. Смажь их соком чистотела- Боль исчезла навсегда. Если сердце заболело, Так некстати, невзначай, То сорви скорей пустырник, Завари и пей как чай. Летом много витаминов: Лук, укропчик, сельдерей И петрушка поспевает- Больше ешь и не болей. Если горло заболело, То календулу ищи. Завари стакан отвара, Горло чаще полощи.

24 Отвар ромашки. Для настоя столовую ложку сухих измельчённых цветочных корзинок заваривают стаканом кипятка, кипятят 5 минут, настаивают 4 часа. Пьют по 2 столовые ложки 3-4 раза в день до еды Варенье из смородины. Если взять 1 кг сахара и 1 кг смородины и прокипятить их вместе на небольшом огне, а потом поставить в погреб или холодильник, то варенье застынет, загустеет и у вас получится желе. Настой сушеных яблоневых листьев. Согласно народной медицине, при простуде и охриплости можно пользоваться настоем сушеных яблоневых листьев (1: 10). Для вкуса в настой добавляют сахар. Пьют его тёплым по полстакана через каждые 2 часа. Десерт из калины. Если их немного прокипятить с сахаром и поставить банку в холодильник, то зимой у вас будет не только вкусный, но и лечебный десерт.

25 Настойка цветов боярышника. 10 граммов высушенных цветов заливают 100 граммами водки и настаивают 20 дней. Процеживают и принимают по капель три раза в день. Отвар шиповника. Столовую ложку плодов обливают стаканом кипятка и кипятят 5 минут, после остывания процеживают и выпивают отвар в течение дня за три- четыре приёма.

Читайте так же:  Лечение грибка стопы на ногах в домашних условиях

26 Травы жизни, растения – целители, зелёные друзья человека – вот сколько тёплых и даже нежных названий у лекарственных растений.

27 И каждую траву рвать или рыть с приговором, говори сие три раза: Господи, благослови! И ты мать — сырая земля, благослови сию траву сорвати, Ты ее уродила для человека по всякому подобию, а человеку на пользу, для того я тебя и беру; от земли трава, а от Бога лекарство. Аминь, аминь, аминь.

Лекарственные растения Волгоградской области Авторы проекта : учитель начальных классов Растокина Светлана Анатольевна, учащиеся 4 класса МБОУ Староаннинской. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЮлия Борщова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Лекарственные растения Волгоградской области Авторы проекта : учитель начальных классов Растокина Светлана Анатольевна, учащиеся 4 класса МБОУ Староаннинской.» — Транскрипт:

1 Лекарственные растения Волгоградской области Авторы проекта : учитель начальных классов Растокина Светлана Анатольевна, учащиеся 4 класса МБОУ Староаннинской СОШ

2 Цель проекта познакомиться с лекарственными растениями Волгоградской области.

3 Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; выяснить значение лекарственных растений для человека, способы использования их лечебных свойств в целях укрепления здоровья; воспитывать бережное отношение к растениям-целителям.

4 Актуальность: В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в создании лекарств, около 70% препаратов изготавливаются из растений. Для лечения некоторых тяжелых болезней преимущественно прописывают растительные препараты.

5 Вопросы, направляющие проект: 1. Какую пользу приносят лекарственные растения? 2. Почему лекарственных растений становится мало? 3. Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

6 Продукт проектной деятельности: презентация «Лекарственные растения Волгоградской области».

7 Содержание проекта: 1. Подготовительный этап: сбор материала о лекарственных травах в Интернете; ознакомление с литературой; поиск пословиц, поговорок, стихов, загадок на заданную тематику

8 2. Основной этап – цикл практических дел: сообщения о лекарственных растениях Волгоградской области; рисунки лекарственных растений; анкетирование учащихся и родителей; беседа с медработником; письмо зеленому другу; создание презентации.

9 В степях родных, лесах, Где все нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать.

10 Добрые и злые травы… сколько о них сложено сказаний, легенд, песен! Растения-целители, которые врачевали от недугов и хвори, исстари почитались особо.

11 Дети: 30% опрошенных детей ничего не знают о лекарственных растениях. Чаще всего называли подорожник, ромашку, одуванчик. Способ применения: заварить чай или приложить к ране.

12 Родители Лекарственные растения: зверобой, мята, душица. чабрец, ромашка, шалфей, шиповник,пустырник, крапива, одуванчик, мать-и- мачеха. Способ применения: чай, отвар. Применение: простудные заболевания, как успокоительное средство.

13 Среди флоры Волгоградской области много полезных растений, в том числе и лекарственных.

14 Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники»

15 Зверобой, мята, душица. чабрец, ромашка, шалфей, шиповник, пустырник, крапива, одуванчик, мать-и-мачех, облепиха, калина, кукуруза, пижма, череда, ландыш, календула, пастушья сумка, чистотел, мелиса, полынь, липа,водяной орех, черемуха, малина, сирень, эхинацея.

17 Тонкий стебель у дорожки, На конце его – сережки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

18 Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран.

19 В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – Белые реснички. (Ромашка)

20 С глубокой древности использовали ромашку, «ей доверяли все». И добавляли, что все вылечит этот красивый, пахучий цветок на лохматом стебельке. Ромашка обладает противовоспалительным, противоаллергическим, обезболивающим действиями, заживляет раны. Принимают при кашле, простуде, гриппе, бессоннице, артрите, болях в желудке.

21 Такого модника как этот Ещё не видела земля, Он очень любит среди лета В пуховой шапке щеголять.

22 Где только его не встретишь! На пустырях, полянах, лугах, у обочин дорог, тротуаров и даже между шпалами на железнодорожном полотне. Применяют: для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, при заболеваниях печени, как жаропонижающее, лечат кашель, сахарный диабет, соком растения лечат укусы змей. Одуванчик обладает успокаивающим и легким снотворным действием. Сок применяют для выведения мозолей, угрей, веснушек, фурункулов

23 Цветочки — как розы, Листочки — как слезы, К шипу прикоснешься — Слезами зальешься. (Шиповник)

24 По содержанию веществ, необходимых для нашего здоровья, это растение во много раз превосходит любые другие ягоды и плоды.

25 Полезные свойства шиповника. Плоды богаты витамином С. А также Е,А, кальцием, калием, железом. Шиповник в разных видах применяют для общего укрепления, повышении иммунитета, профилактики ОРВИ, для лечения сосудов,повышенного давления, улучшает обмен веществ, помогает при желчекаменной болезни.

26 О, первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей. Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!

27 Ландыш — популярное лекарственное средство. Препараты ландыша широко применяются при лечении заболеваний сердца.

28 Осторожно! Ландыш – ядовитое растение и его ни в коем случае нельзя принимать самостоятельно! Занесен в Красную книгу!

29 Водяной орех (чилим ) На территории нашей области чилим встречается в поймах Медведицы, Терсы, Хопра и Дона. Занесен в Красную книгу!

30 В настоящее время из плодов чилима изготавливают препарат, употребляемый против вируса гриппа и как общеукрепляющее средство.

31 С глубокой древности чабрец был почитаем, считался божественной травой, которая способна возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. Душица- это растение с чудесным ароматом и известное своими целебными свойствами. Зверобой – широко известен своими целебными свойствами. Осторожно! Ядовит!

32 Пастушья сумка однолетнее травянистое растении. Встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Полынь-применяется как лекарственное растение с древних времен. Пустырник – хорошее успокоительное средство,снижает давление, улучшает обмен веществ, снижает уровень холестерина в крови.

33 Череда — старинное лекарственное растение Пижма. Ее еще называют дикой рябинкой. Пижму можно встретить почти везде. Осторожно! Тысячелистник. В лечебны целях используют цветы, которые обладают приятным запахом. Применяют как жаропонижающее, обезболивающее, укрепляющее, успокаивающее средство.

34 Липа. В качестве лекарственного сырья используют в основном цветки липы. Чистотел. Используют цветки, листья и сок растения. Осторожно, ядовит! Мать-и-мачеха первая украшает талую землю, выводя на блеклые лужайки хороводы золотистых головок.

35 Мы пришли к выводу, что люди используют лекарственные растения и, чтобы они не исчезли с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.

36 Какие лекарственные растения растут у нас в саду и огороде.

38 В эхинацее имеются вещества, действующие против бактерии. Календула. В народе его называют «ноготки». Кукуруза – королева полей. Облепиха — вполне оправдывает свое название: в конце лета и осенью ее ветки буквально облеплены ягодами.

39 Сирень, калина, малина, черемуха

40 Все эти растения обязательно найдут применение в том или ином виде в вашей домашней аптечке. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

41 Однако, найти лекарственное растение и узнать его — еще полдела Чтобы воспользоваться им, как лекарством, надо знать как и когда его собрать, как высушить, чтобы оно не потеряло своих целебных свойств.

42 Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

43 Правила сбора лекарственных растений 1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта. 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок. 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее.

44 Известно ли вам, ребята, что иногда даже ходить за лекарствами никуда не надо. Самые обычные комнатные растения, украшающие ваши подоконники, кроме красоты и уюта могут подарить еще и здоровье. Комнатные растения могут стать скорой помощью, когда под рукой нет лекарств, или средством, дополняющим основное лечение.

45 Аптека на подоконнике. Фикус, герань, традесканция, каланхоэ, алое

50 Письмо зеленому другу Очень-очень хочу с тобой дружить, ромашка. Я тебя часто рисую. Ты такая красивая. Я не буду тебя рвать, потому что тебе будет больно. Вася. Крапива, ты очень жгучая и я тебя боюсь. Но бываешь ты и полезной. Из тебя делают много настоек от разных болезней. Спасибо, что ты растешь в наших местах. Антон. Дорогой шалфей! Я очень люблю играть в снежки и лепить снеговика. И я иногда болею, а особенно часто у меня болит горло. Я очень рада. Что есть такая трава. Хоть ты и горький, но всегда мне помогаешь. Давай дружить! Настя. Здравствуй, мой друг подорожник! Ты лечишь раны, а мой папа упал с лестницы и поранил ногу. Мама быстро приложила тебя к ране. И раны быстро прошли. Давай дружить! Кристина. Здравствуй, дорогой ландыш! Цветешь ты в мае и у тебя очень хороший запах. А еще ты обладаешь лечебными свойствами. Издавна тебя используют для лечения различных заболеваний. Но я знаю, что ты ядовит! Пользоваться тобой нужно с осторожностью. Никита.

52 Вывод В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что растения не только украшают нашу жизнь, кормят нас, но и являются лекарством от многих недугов. Мы узнали, какие лекарственные растения растут в Волгоградской области, о применении лекарственных растений при различных заболеваниях.

53 Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Летать в одном полете. Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте.

Классный час (1 класс) на тему:
Классный час: «Лекарственные растения родного края»

Цель классного часа:познакомить учащихся с лекарственными растениями родного края, учить распознавать местные растения, развивать познавательную активность учащихся.

Предварительный просмотр:

Осташевская средняя общеобразовательная школа. Стадникова В.И.

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

Классный час по теме:

Подготовила: учитель начальных классов

Стадникова Валентина Ивановна

Осташёво- край изумрудный и сказочный .

Классный час: «Лекарственные растения родного края»

Цели: развитие элементов научного мировоззрения,

-общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;

-формировать понятие «лекарственные растения», учить распознавать

местные лекарственные растения;

-воспитывать любовь к родному краю, к его природе.

Оборудование: гербарий: «Лекарственные растения родного края», слайды, иллюстрации лекарственных трав, рисунки детей, сказки, сочиненные детьми.

Ведущий. В сентябре 2012 года нашему селу Осташёво исполняется 535 лет.

Село примечательно именами своих бывших владельцев. Сначала – это князья Урусовы, потом – Муравьевы, а затем князь К. Романов. Дядя последнего императора Николая ΙΙ, президент Российской академии наук,

Читайте так же:  Сенная лихорадка народные средства

талантливый поэт Константин Романов очень любил свое Осташёво:

Люблю тебя, приют уединенный!

Старинный дом над тихою рекой.

И бело – розовый, в нем отраженный

Напротив сельский храм над крутизной…

Богато и красиво наше село лесами, полями, речками. А сколько удивительных растений растет всюду! Но они не только привлекают нас своим внешним видом, но они являются лекарями, помогают человеку и животным бороться с многочисленными болезнями . (Слайды 3,4)

Сегодня на классном часе мы подведем итог, проделанной нами исследовательской работе по теме: «Лекарственные растения». Старт этой

работе был дан в сентябре, финиш будет в мае. За это время мы побывали экскурсиях, с целью выявления произрастания лекарственных растений, степени запыленности растений. Провели сбор и сушку лекарственных растений с последующим изготовлением гербария. Изучали литературу о лесной аптеке, написали небольшие сообщения о растениях, сочинения, сказки, придуманы ребусы и кроссворды. Итак, начинаем.

Лекарственные растения – это группа растений, используемых для лечения болезней человека и животных, а также для предотвращения (профилактики) заболеваний.

Вещества, обладающие лекарственным действием могут содержатся в любом органе растений: листьях (мать-и-мачеха), стеблях и коре (дуб, облепиха), почках (береза, сосна), корнях (валериана), и конечно, в цветках, плодах и семенах.

Лекарственные растения используются человеком очень давно: в Индии, в Древнем Египте, Китае целебные травы применяли еще 5 – 6 тыс. лет назад

Одни лекарственные растения – травы (зверобой, ландыш, клевер),

другие – кустарники (малина, бузина), третьи – деревья (береза, сосна, дуб)

З вучит музыка Грига «Шествие гномов». Появляется Лесовик . (Ученик в костюме Лесовика)

Лес, как сказочное царство:

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Ну а чем, как, что лечить,

Я могу вас научить.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,
Что пригодны для леченья.

Лекарственные свойства различных растений.

Ведущий. Вот это растение – лекарь знакомо всем с детства. Когда у ребят появляются ссадины на локтях или коленях, мы сразу ищем это растение.

Вопрос: Какое растение поможет нам в походе при ранении? (Слайд 5).

Подорожник. (Слайд 6)

Путника друг – подорожник,

Скромный, невзрачный листок

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из вас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Вопрос: Каким растением можно остановить кровотечение? (Слайд 7).

Тысячелистник. (Слайд 8)

Тысячелистник собери в цветенье,

Ускорит раны заживленье —

А растертый стебелек

И отвара внутрь глоток

Вопрос: Какое растение может заменить вату? (Слайд 9).

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда не глянь растет.

Он снизу седоватый,

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной.

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Вопрос: Какое растение помогает при простуде? (Слайд 11).

Липа – средство от простуды

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

Вопрос: А чем лечить кашель, высокую температуру? (Слайд 13).

Ромашка аптечная. (Слайд 14)

Если случится тебе простудится

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Ученица: А мне веснушки мешают!

Земляника. ( Слайд 15)

Землянику знают все

Соком этим ты намажь

Исполнение русской народной песни «То березка, то рябина». (Слайд16).

Ученик. Наши русские красавицы, стройные белые березки известны во всем мире. Нет дерева милее и роднее березы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины.

Березка. ( Ученица в костюме берёзки). Русские врачи более 100 лет назад установили мочегонное действие березовых почек.

Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе,

но и телу. Это знаменитый березовый веник в бане, и деготь, одна ложка которого портит бочку меда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы,

ожоги (мазь Вишневского).

Появляется сосна. (Ученица в костюме сосны)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке.

Кто я, ребята? Что вы знаете обо мне? (Слайд 17).

1 — ученик . Отвар из сосновых почек рекомендуется как отхаркивающее, дезинфицирующее и мочегонное средство; хвойные ванны как общеукрепляющее и успокаивающее средство. «Сосна – душистый лекарь».

2 –ученик. В тяжелые дни блокады Ленинграда было организовано массовое

производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизни!

Стихотворение «Бабушкина аптека» — инсценирование.

-Пойду – ка я в аптеку.

-Куда же ты пешком?

-За реку, внук, за реку,

Там есть сыра поляна

Отсюда не видна.

Мне, внучек, валерьяна

Пойдем, милок, со мною,

И хворь лечить травою

Калган отыщешь в поле,

Всем травам в поле воля-

Пойдем со мной, милок!

Ведущий. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле

Иван-чай. Вам приходилось видеть вот такие ( Слайд 18 ) лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня по август иван — чай (кипрей). Очень полезно это растение ! Корневище сладкое, его едят сырым и варёным. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай.

Лесовик. А вот загадка из кузовка.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Спрячу- ка в карманчик

Бывший … ( Одуванчик ). (Слайд 19).

Одуванчик . (Ученик в костюме одуванчика). Народная мудрость издавна приписывает отвару из листьев одуванчика способность придавать силы и бодрость, снимает усталость.А настой и препараты из его корней применяют для лечения болезней печени, желчного пузыря. Соком молодых листьев выводят веснушки и темные пятна на коже.

Появляется Белка. (Ученица в костюме белки).

Здравствуйте, ребята!
Видеть я вас рада!

Ведь вопросов у меня тьма…

Вы вопросы разберите

И ответы мне скажите.

Ведущий. Поможем Белке ответить на вопросы. Игра «Найди меня»

Участникам раздаются воздушные шарики. Надо достать записку из шара, ответить на заданный вопрос и найти ответ на «поляне».

1Что за трава, которую знают слепые? ( Крапива)

2. Очень жарко. Я взяла и зонтик сорвала.

И под зонтиком зеленым в лес по ягоды пошла. (Лопух)

3.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

4.В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягода ? (Рябина).

5. Эти ягоды найдете на большом лесном болоте.

Словно там набросаны красные горошины. (Клюква)

И длинный стебелек

Ну кто его не знает? Это … (Василек).

7 Лекарственное растение, получившее название за форму плодов, сходных с заплечной сумкой. (Пастушья сумка).

8.Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки

этого растения. ( Мат ь — и- мачеха ).

Ведущий : Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?

Собирать растения в лесу, в поле, на лугу, но не вдоль крупных магистралей, не около промышленных предприятий, ферм.

Часть растений оставлять для их воспроизводства.

Листья и цветки собирают чаще всего до и во время цветения растений, т.е. весной и летом.

Корни и корневища – ранней весной, осенью.

Кору в апреле – мае.

Лекарственные растения собирают утром, как только сойдет роса, потому что днем, на ярком солнце количество полезных веществ уменьшается.

Сушат лекарственное сырье в тени, на воздухе.

Лесовик . А вот и весёлая полянка, ребята подготовили весёлые частушки.

1.Я природный материал

И теперь квартира наша

2.Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка .

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

3.На себе всегда ловлю

Красоту мне и здоровье

4.Я секрет румян достала

У прабабки Фёклы –

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы!

5.Летом каждая полянка,

Вкусной ягодой лесной

В раз накормит нас с тобой.

6.Все полянки и кусты

Мы в лесу облазили.

Витамины все, что есть

Запасли мы на зиму.

Лесовик . Вы, ребята, должны помнить:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий : Вот и закончился наш классный час. Много полезных лекарственных растений растёт в лесах, на полях, на лугах нашего края.

Давайте бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас.

Закончился классный час чаепитием с душистыми травами и мёдом.

Проект на тему:
Проект «Лекарственные растения».

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ с. М.Толкай

Тема работы: «Лекарственные растения Самарской области».

Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

► изучение лекарственных растений, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

  • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
  • определить места произрастания лекарственных растений;
  • провести опрос для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
  • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.
  • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;
  • воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.

Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и педагогов школы; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию презентации.

1.1. Выполнение работы

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

1.3. Лекарственные растения нашей местности
1.4. Использование лекарственных растений при лечении

различных заболеваний
1.4.1. Мнение медицинских работников

1.4.2. Мнение работающих в школе

2. Результаты анкетирования

3. Выводы и рекомендации…………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………….16

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

Объект исследования – лекарственные растения, произрастающие в Самарской области.

Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

В ходе работы мной была изучена литература о лекарственных растениях и их использовании для профилактики и лечения различных заболеваний. В процессе работы по данной теме я обнаружила много литературных источников. Самой значимой я считаю книгу «Растения в медицине» Б.Г.Волынского и других авторов, а также книги: В.Ф. Сотник «Кладовая природы», В.С.Лихарев «Удивительное на грядке».

Читайте так же:  Народные методы лечения продуктами пчеловодства

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, — сказал, вернувшись из лесу, Чараки, — я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

Многие полезные растения люди используют недостаточно, а иногда и вообще не знают о них. Но книги о лекарственных растениях не следует рассматривать как самолечебник. В любом случае диагноз заболевания ставит врач, поэтому перед применением рекомендованных рецептов следует с ним посоветоваться, лучше, если это будет квалифицированный фитотерапевт .

Природу по праву можно считать зелёной аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лекарственных растений. Нельзя собирать растения вдоль дорог, вблизи сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных мастерских. Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.

1. Основная часть.

1.1. Выполнение работы:

Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности –ознакомление с научно-литературными источниками, содержащими информацию об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний; второй этап – мы с воспитателем сходили на экскурсию, по окрестностям с.М.Толкай, обратились за консультацией к школьной медсестре, третий этап – обработка собранного материала. Во время экскурсии я встретила лекарственные растения: тысячелистник, подорожник, крапиву, ромашку и многие другие растения. Мне очень интересно было узнать при лечении каких заболеваний используют данные растения. Посетив библиотеку, прочитав книги о лекарственных растениях, я узнала, что многие растения из тех, что я встретила во время экскурсий, используются при лечении различных заболеваний.

Оборудование: научно-литературные источники, фотоаппарат, компьютер.

Гипотеза : если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, скольких болезней мы сможем избежать, не превратив их в хронические.

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.

По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе многие биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения .

Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

  • Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.
  • Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и т. д.

1.3. Лекарственные растения нашей местности

Совершив экскурсию по окрестностям села М.Толкай, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 30 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

Крапива — один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином. Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

Календула – эти ярко-жёлтые цветы часто разводят в садах и палисадниках. Цветёт всё лето до поздней осени. Хотя химический состав ноготков (другое название календулы) изучен ещё недостаточно, растение с давних пор используют в народной медицине. Спиртовой раствор календулы обладает противовоспалительным действием. Используют при ожогах (1 ч. л настойки на ½ стакана воды), для полоскания горла при ангине, при кожных заболеваниях. Кроме того, календулу применяют при гастритах, язве желудка и заболевании печени.

Одуванчик — старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов..

Подорожник — многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение. Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные – в составе сбора при язвенной болезни. В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовые ложки) и при хронических поносах и дизентерии (1г. 4 раза в день).

Пижма обыкновенная или «дикая рябинка» — растение с сильным характерным запахом. Ещё в старые времена использовалось как противоглистное средство. Кроме того, оказывает благоприятное действие при лечении печени, желчного пузыря и при острых кишечных заболеваниях. Собирают и сушат цветки пижмы.

Тысячелистник — растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Заготавливают траву во время цветения. В народной медицине настой тысячелистника пьют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при зубной болезни и для увеличения молока у кормящих матерей. Также его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Для приготовления настоя 15г. травы измельчают и заливают 200мл воды, кипятят 15 мин, настаивают 45 мин и пьют по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

Чистотел — наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Полынь — считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

Итак, подведу небольшой итог: антисептическими, ранозаживляющим, кровоостанавливающими свойствами обладают подорожник, крапива, тысячелистник. Применяется при заболеваниях печени следующие травы: крапива, одуванчик, чистотел. Почки и мочевой пузырь лечим крапивой, а органы дыхания подорожником. Желудочно-кишечные проблемы решат крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, чистотел. От ревматизма спасут крапива и чистотел. Одуванчик оказывает желчегонное действие, а пижма – глистогонное. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы используйте одуванчик и подорожник. Туберкулёз лечат чистотелом, подорожником и одуванчиком. Вот такие волшебные средства растут у нас под ногами.

1.4. Использование лекарственных растений при лечении

различных заболеваний жителями с. М.Толкай

В ходе работы по данной теме я узнала, что в нашей школе многие взрослые используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Мне было интересно узнать мнение по данному вопросу специалистов-медиков, и сотрудников нашей школы. Поэтому я обратилась за консультацией к школьным медицинским работникам, и работникам нашей школы, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

1.4.1. Мнение медицинских работников

С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, липовый цвет, душица и др.

В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 — 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

1.4.2. Мнение сотрудников школы

В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

Изучением и сбором трав начала заниматься с 20 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей, внуков. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.

Изучение лекарственных трав – это занятие очень интересное, особенно если человек любит природу и хочет приносить пользу другим людям

С нетерпением жду наступления лета, чтобы вновь пополнить запасы трав.

2. Результаты анкетирования среди работников школы

Результаты опроса, проведенного среди коллектива школы, показали, что многие знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 50 респондентов только 17 человек применяют лекарственные травы регулярно, 20 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 13 вообще не пользуются травами. Из 50 человек только 30 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке. (анкета в приложении)

Проект лекарственные травы 1 класс