Лечебная педагогика и лечебная физкультура

основные направления:

Лечебный педагог

Лечебная физкультура

&nbsp Лечебные педагоги (дефектологи)

&nbsp Как хорошего, заботливого, любящего родителя Вас, безусловно, волнует здоровье Вашего ребенка, его развитие. И Вы делаете многое, чтобы его будущее было счастливым.

Но когда что-либо идет «не так», Ваш ребенок становится плаксивым, возбужденным, непослушным, к нему возникают «вопросы» в детском саду, или уже в школе – Вы обращаетесь к врачу – неврологу. Врач может многое, но не все.

С другой стороны, в профессиональном сообществе специалистов, оказывающем психолого-педагогическую помощь детям с различными проблемами поведения, развития и обучения сложились свои традиции, методы и формы консультирования и оказания помощи Вам и Вашему ребенку. Одной из таких, отлично зарекомендовавших себя форм – является совместная консультация детского клинического психолога и специального педагога – логопеда-дефектолога.

Сама «процедура» подобного совместного консультирования ребенка и его семьи имеет свои большие преимущества, выгодно отличающие её от консультативных приёмов отдельных специалистов – психолога, специального педагога, логопеда. И дело не только и не столько в экономии времени. Такая консультация представляет собой принципиально иной уровень подхода к анализу особенностей развития ребенка как со стороны его психологических особенностей, так и с точки зрения его развития в целом. Обследование ребёнка на подобном приеме не является механической «суммой» обследований конкретных специалистов, но позволяет получить качественно иной результат.

Специалисты работают как единая команда, делая выводы об особенностях развития ребенка, опираясь на «объемное видение» его дефицитов и возможностей. Такая технология приема позволяет значительно повысить качество консультирования за счет коллегиального анализа не только медицинских данных, но самых различных аспектов развития ребенка, проблем, возникающих у него. Все это определяет выбор адекватной последовательности и направлений дальнейшей психолого-педагогической помощи.

В каком случае такая совместная консультация может быть полезна Вашему ребенку?

Если Ваш маленький (от 1,5 до 3-летнего возраста) ребенок наблюдается неврологом Центра, и у него возникают проблемы организации внимания, поведения – дома или в среде сверстников;

Если Вам важно знать каков уровень его психического и познавательного развития, не требуется ли ему развивающая помощь специального педагога, психолога;

Если Вы затрудняетесь в решении вопроса о посещении детского сада, выборе типа дошкольного образовательного учреждения;

Если Ваш ребенок – дошкольник (от 3-х до 7-ми лет), даже в том случае, когда он не наблюдается неврологом или другим врачом, очень важно понять каков уровень развития его психических функций и познавательного развития (в том числе и речи), в чем его сильные стороны и где он не очень компетентен.

Именно своевременная консультация ребенка в дошкольном возрасте, разносторонняя консультация семьи в целом сможет минимизировать проблемы адаптации ребенка, определить необходимость и направления психолого-педагогической помощи (специальный педагог, логопед, психолог, нейропсихолог, психотерапевт). Такие шаги помогут в дальнейшем минимизировать и проблемы адаптации и обучения в школьном возрасте.

Если Ваш ребенок посещает начальную школу

В этом случае могут отмечаться не только проблемы обучения, но и проблемы поведения: невнимательность, трудности сосредоточения, импульсивность, гиперактивность, другие проблемы школьника – отсюда, как следствие, возникают проблемы отношений как с педагогом, так и с детьми, «напряжение» в семье.

Если Ваш ребенок не хочет учиться

За этим «не хочет» может стоять огромное количество проблем как чисто психологического, так и познавательного характера. Не секрет, что на настоящий момент, в силу разных причин, в том числе, незрелости детей, приходящих в школу, эти проблемы порой возникают с самого начала обучения.

Из нашей достаточно многолетней практики мы можем сделать вывод о том, что своевременное подключение специального педагога логопеда или психологов к работе с ребенком может снять не только негативизм и проблемы мотивации обучения, но и улучшить взаимодействие ребенка с другими детьми, повысить его самооценку, представления о своих возможностях и улучшит «погоду» в семье.

Если у Вашего ребенка есть проблемы, связанные непосредственно с обучением в школе, то в этой ситуации необходимо четко определить, какую долю в этих проблемах составляют чисто психологические факторы, а какую педагогические и медицинские. Только такой развернутый анализ, целостное «объемное» видение ребенка в процессе совместного консультирования психолога и логопеда-дефектолога, с пониманием медицинской «истории» ребенка позволит понять причины и механизмы трудностей и определить объем и направления специальной помощи вашему ребенку. Иногда для этого нужно бывает совсем немного…

Как показывает практика, существует определенная часть родителей, которым достаточно, порой, однократной совместной консультации, поскольку проблемы их детей скорее лежат «в плоскости» недостаточной психолого-педагогической грамотности, отсутствия необходимой информации, просто родительских заблуждений относительно проблем детей, а не реальных проблем развития, требующих продолжительной и комплексной помощи.

Таким образом, подобный совместный прием двух разных специалистов «в одном месте и в одно время» поможет Вам в решении вопросов развития и образования Вашего ребенка, а при необходимости и определит объем и направления эффективной психолого-педагогической помощи.

Специалисты центра – одна команда, мы много лет работаем вместе. И мы хотим помогать Вам вместе.

К. психол. наук, доцент МГППУ,

член Городской ПМПК Семаго Н.Я.

Обратите внимание:

Для детей, испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку разработана специальная методика.

Для школьников 2-4 классов объявляется набор в группы. Бесплатное тестирование проводит опытный педагог-дефектолог Никишова Ирина Серафимовна. Предварительная запись по тел. +7(495)-374-61-40

&nbsp &nbspПорядок зачисления детей в группы и условия работы:

1. Тестирование детей 2-4 классов для групповых занятий (от 2-х до 5-ти человек)

2. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 2 часа с 15 мин. перерывом.

3. Стоимость группового занятия — 2500

4. При себе иметь тетрадь по русскому языку за предыдущий год.

Информация о центре:

Специалисты

В нашем медицинском центре работают специалисты высокой квалификации, имеющие различные степени, звания и государственные награды. При неоднозначных, сложных случаях применяется коллегиальный подход и обследования разбираются на консилиуме.

Оборудование

Мы располагаем собственной, хорошо оснащенной диагностической базой. Для обследований используется оборудование компании « Grass Technologies, an Astro-Med, Inc.» (США), которая является мировым лидером и объединяет все лучшие разработки, доступные на сегодняшний день.

Стоимость услуг

Цена ЭЭГ мониторинга в нашей клинике обусловлена высокой квалификацией специалистов, работой на элитном нейрофизиологическом оборудовании «Grass Technologies, an Astro-Med, Inc.» (США), наличием специального помещения и палат, отвечающих высоким требованиям к техническому обеспечению исследования.

О понятии «Лечебная педагогика» в педагогической науке и практике Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна, Будько Екатерина Александровна

В статье показан процесс становления и развития понятия « лечебная педагогика » как обособленной отрасли педагогики, проведен анализ данного понятия с позиций различных концепций и подходов, представлено современное понятие лечебной педагогики и ее отличие от дефектологических наук. С точки зрения авторов, понятие лечебной педагогики отражает ее гуманистический и интегративный характер.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна, Будько Екатерина Александровна,

Concerning the concept of curative education in education science and practice

The article shows the process of formation and development of the concept of curative education as a separate branch of education science. The authors analyse the concept in the framework of various conceptions and approaches. The modern interpretation of the curative education , and its difference from the speech pathology studies is discussed. The authors believe that the curative education concept reflects its humanistic and integrative nature.

Текст научной работы на тему «О понятии «Лечебная педагогика» в педагогической науке и практике»

Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна

доктор педагогических наук, профессор Краснодарского университета МВД России

Будько Екатерина Александровна

психолог Крымского филиала Краснодарского университета МВД России

О ПОНЯТИИ «ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Shmachilina-Tsybenko Svetlana Vitalievna

D.Phil. in Education Science, Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Budko Ekaterina Aleksandrovna

Psychologist, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CONCERNING THE CONCEPT OF CURATIVE EDUCATION IN EDUCATION SCIENCE AND PRACTICE

В статье показан процесс становления и развития понятия «лечебная педагогика» как обособленной отрасли педагогики, проведен анализ данного понятия с позиций различных концепций и подходов, представлено современное понятие лечебной педагогики и ее отличие от дефектологических наук. С точки зрения авторов, понятие лечебной педагогики отражает ее гуманистический и интегративный характер.

лечебная педагогика, интегрированное педагогическое знание, лечебно-педагогические мероприятия, дети с пограничными психическими состояниями, профилактика, коррекция, реабилитация.

The article shows the process of formation and development of the concept of curative education as a separate branch of education science. The authors analyse the concept in the framework of various conceptions and approaches. The modern interpretation of the curative education, and its difference from the speech pathology studies is discussed. The authors believe that the curative education concept reflects its humanistic and integrative nature.

curative education, integrated education science, medical educational activities, children with borderline mental states, prevention, correction, rehabilitation.

Проблемы социальной и материально-экономической ситуации в России, экологической загрязненности среды обитания, низкой валеологической культуры, нездорового образа жизни семьи на фоне отягощенной наследственности, физического и психического нездоровья родителей катастрофически сказываются на здоровье подрастающего поколения. Растет количество детей, имеющих те или иные формы нарушения соматического здоровья, которые проявляются нездоровым состоянием, частыми и длительными простудными и хроническими заболеваниями, имеющими риски школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и т. д. Решение вышеперечисленных трудностей лежит в области лечебной педагогики. Ее становление как в нашей стране, так и за рубежом носило трудный и разноречивый характер. С момента ее формального выделения из педагогики начали складываться разнообразные подходы к пониманию этой новой отрасли педагогики.

В научный оборот термин «лечебная педагогика» был введен во второй половине XIX в. (1861) немецкими педагогами И. Георгенсом и Г. Дейнхардом. В опубликованной ими книге «Введение и обоснование общей лечебно-педагогической науки», входящей в состав двухтомного труда «Лечебная педагогика с особым рассмотрением идиотии и учреждений для идиотов», они впервые употребили и обосновали использование данного термина.

Педагоги, следуя концепции здорового воспитания, в созданном ими в г. Бадене «Лечебно-воспитательном учреждении для умственно отсталых и беспризорных детей» критически относились к педагогике, которая не уделяет внимания обучению детей с нарушениями в развитии и не привлекает для этого медицинские знания.

Исходя из таких посылов, И. Георгенс и Г. Дейнхард предлагают рассматривать лечебную педагогику как систему, представляющую собой интегрированное лечебно-педагогическое знание на основе междисциплинарных связей педагогики и медицины, предусматривающую необходимость помощи детям и реконструирующую традиционное воспитание, обучение и учение [1, с. 14-15].

Читайте так же:  Артроз стопы народные средства

Во второй половине XIX в. такое определение лечебной педагогики было толчком для ее дальнейшего становления именно в педагогическом контексте, учитывая доминировавшую в то время медицинскую концепцию.

В нашей стране термин «лечебная педагогика» получил право на существование благодаря научно-практической деятельности врача, педагога, дефектолога В.П. Кащенко (1870-1943) в 30-е гг. XX в. По его мнению, «лечебная педагогика — это синтез медико-терапевтических,

учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выравнивание (коррекцию) характера и личности в целом» [2, с. 5-6].

Заслуга ученого состоит в том, что ему удалось показать не только интегративный характер лечебной педагогики, но и ее влияние на целостный процесс развития личности, а также обосновать теоретически и доказать на практике цель лечебной педагогики, которая заключается в органическом развитии «исключительного» ребенка в рамках комплексного лечебно-педагогического процесса. Благодаря научно-эмпирической деятельности В.П. Кащенко лечебную педагогику начинают рассматривать как область общей педагогики, направленной прежде всего на детей, обучение которых проходит в общеобразовательной школе, а «исключительность» является лишь вторичным признаком.

Иными словами, введенное В.П. Кащенко понятие лечебной педагогики отражало следующие важные постулаты. Во-первых, при определенной готовности любой человек может основательно изменить свое поведение, свой характер, свою личность; во-вторых, для исправления характера необходимы комплексные меры, такие как социальные, педагогические, психоневрологические, физическое оздоровление; в-третьих, оказание лечебно-педагогической коррекции детям с изъянами характера выполнимо посредством педагогических методов и приемов. Подчеркивая важность интеграции медицины и педагогики, В.П. Кащенко указывает на обязательное взаимодействие врача и педагога. Врач рассматривается им как полноценный участник педагогического процесса, от которого напрямую зависит надежность и точность постановки диагноза, безошибочность выбора средств и мер, ясность и представление прогнозируемого будущего.

В целом лечебная педагогика В.П. Кащенко была направлена не только на излечение «исключительного» в воспитательном отношении ребенка, но и на его реабилитацию как социально полезного члена общества [3, с. 14-15].

С точки зрения интеграционного подхода представляет интерес определение лечебной педагогики, которое было предложено выдающимся швейцарским ученым, врачом и педагогом Г. Ханзельманном (1885-1960). В опубликованной в 1930 г. книге «Введение в лечебную педагогику» ученый отмечает, что лечебная педагогика — это учение об обучении, воспитании и уходе за такими детьми, чье психофизическое развитие заторможено вследствие индивидуальных и социальных факторов [4, S. 14]. При этом к социальным факторам ученый причисляет также аномалии, наносимые средой. В данном контексте его концепция перекликается с представлениями российских ученых Л.С. Выготского, В.П. Кащенко, Г.Я. Трошина о социальной предопределенности дефекта, а также о решении изменения социальных отношений путем вхождения ребенка в детское сообщество. Несколько позже, через одиннадцать лет, ученый рассматривает лечебную педагогику и спецвоспитание как синонимичные понятия и дает лечебной педагогике характеристику как учению, в котором важна роль понимания научно-ориентированных причин и следственных проявлений, нравственно-духовно-физических состояний и поведения трудновоспитуемых детей и подростков, их обучения, воспитания и заботы о них [5, с. 34].

Однако во второй половине 30-х гг. прошлого века на основе идеологических установок советского государства лечебная педагогика была переименована в дефектологию. За рубежом со второй половины XX в. ее все чаще всего начинают рассматривать как специальную педагогику в результате наметившегося перехода от дефективности к социальной ситуации человека.

Понятие «лечебная педагогика» заявляет о себе практически через тридцать лет, к концу 60-х гг. прошлого века. И, как показывает анализ различных источников, в кругу ученых до настоящего времени нет единства в трактовке данного понятия.

Так, известный специалист в области лечебной педагогики, врач и педагог А.А. Дубровский, опираясь на гуманистические идеи педагогов и общественных деятелей середины XIX в., а также на труды Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, считает, что лечебную педагогику следует рассматривать как интегрированную отрасль педагогики, исследующую межнаучные теоретические обоснования медицинских и психолого-педагогических воздействий, направленных на воспитание у человека этических норм и высоких духовных ценностей.

Ученый поднимает проблему гармонизации личности больного ребенка и успешно решает ее средствами лечебной педагогики. Он был убежден в том, что неразвитость души служит социальным источником болезненных осложнений и кризисов [6, с. 15-19].

Кроме того, субъектами деятельности лечебной педагогики А.А. Дубровского становятся не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети с синдромами педагогического процесса, хронически больные, дети с аллергическими заболеваниями органов дыхания, органов пищеварения и кожи, хворающие и недомогающие школьники. Все это свидетельствует о совершенно новом рассмотрении сущности лечебной педагогики и ее процессуальных признаках.

Наиболее интенсивное развитие понятия лечебной педагогики приходится на период конца XX — начала XXI в. Оно появляется в учебниках по общей социальной, реабилитационной и специальной педагогике, педагогических и психологических словарях. Педагогические исследования

в области лечебной педагогики ведутся в русле гуманистических, антропологических и интегра-тивных принципов.

Несмотря на терминологическое разнообразие, специалисты обращают внимание на сферу ее применения, акцентируют внимание не только на коррекционном, но и на профилактическом и реабилитационном направлениях лечебной педагогики. Выдвигаются проблемы реорганизации педагогического процесса и среды, содержательно-методического обеспечения, ведется поиск гуманных методов и средств, направленных на оздоровление и лечение детей, -другими словами, процесс лечебно-оздоровительной, реабилитационной деятельности рассматривается через призму интегративных, оздоровительных и образовательных средств, направленных на эмоционально-позитивное взаимодействие педагога с ребенком.

Так, например, как интегрированную медико-педагогическую науку, направленную на исследование теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме, рассматривают лечебную педагогику С.А. Козлова, Т.А. Куликова [7, с. 22-23].

По мнению же Е.М. Мастюковой, лечебная педагогика представляет собой систему лечебно-педагогических мероприятий, основная цель которых заключается в предупреждении, лечении и коррекции различных отклонений и нарушений нервно-психического и соматического характера [8, с. 121].

Н.Ф. Маслова и Ю.В. Василькова рассматривают лечебную педагогику как самостоятельную отрасль социальной педагогики, направленную на решение задач воспитания детей с проблемами в состоянии здоровья, связанными с социальными или экологическими неблагополучиями условий жизнедеятельности [9; 10].

В.С. Безрукова сводит смысл лечебной педагогики к особенностям реорганизации как педагогического процесса, так и среды с целью усиления их влияния на оздоровление детей с различными заболеваниями. При этом она, вслед за А.А. Дубровским, отмечает нравственный, духовный аспект лечебной педагогики как науки, которая направлена на помощь слабому, немощному, нуждающемуся, поскольку, с одной стороны, лечебная педагогика способствует социализации больных детей, с другой — профессиональной реабилитации взрослых [11, с. 410].

Г.М. Коджаспирова, взяв за основу определение лечебной педагогики В.П. Кащенко, конкретизирует контингент детей, делая акцент на аномальных и трудных как тех, которые нуждаются в выправлении или коррекции характера, тем самым, по нашему мнению, сужая содержание лечебной педагогики [12, с. 106].

Ряд авторов рассматривает лечебную педагогику как рекреационную, восстановительную деятельность, направленную на оздоровление и поддержание физического состояния маломобильных студентов-опорников с психосоматическими заболеваниями [13, с. 88-91].

Между тем специалисты, придерживающиеся медицинской концепции лечебной педагогики, по-прежнему идентифицируют ее с педагогикой коррекционной. Другие же ученые склонны утверждать об ограничительном применении лечебной педагогики и о том, что данным понятием в основном пользуются представители антропософского направления, которые занимаются проблемами детей при нарушениях интеллектуального развития, отягощенных множественными расстройствами. Например, Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин полагают, что лечебная педагогика по своему значению близка к коррекционной педагогике, следовательно, ее основной целью является нормализация физического и психического состояния ребенка [14, с. 119].

Близкой точки зрения придерживаются С.С. Степанов и В.П. Дудьев, сводя задачи лечебной педагогики к разработке средств и методов исправления физических и психических дефектов, причем В.П. Дудьев ограничивает роль лечебной педагогики рамками лечебных учреждений [15; 16].

Вышеуказанные интерпретации лечебной педагогики созвучны с определениями лечебной педагогики, которые даются в медицинских словарях и энциклопедиях в основном в 80-90-е гг. прошлого века [17; 18; 19]. В них, в частности, отмечено, что лечебная педагогика как совокупность методов воспитания и обучения направлена только на работу с психически неполноценными детьми. А сфера ее применения, как правило, специальные лечебные и педагогические учреждения (вспомогательные школы, отделения детских психиатрических больниц и др.). Думается, что данные определения отражают тенденцию сегрегационного подхода в области развития лечебной педагогики и не раскрывают ее гуманистическо-антропологический потенциал, следовательно, мы не можем согласиться с данными толкованиями.

В контексте гуманистического и интегративного подходов рассматривают лечебную педагогику исследователи Тюменской научной школы В.К. Волкова, Н.А. Голиков, Н.В. Голубева. Так, в исследовании В.К. Волковой лечебная педагогика рассматривается как технологический комплекс, который представляет собой систему образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности, направленной на комплексную социально-педагогическую и медицинскую реабилитацию детей в

зависимости от состояния их здоровья [20, с. 12]. Н.А. Голиков в толковании лечебной педагогики обращает внимание на условия организации образовательного процесса с целью сохранения здоровья детей с ослабленным здоровьем [21, с. 15]. По мнению Н.В. Голубевой, лечебная педагогика — это направление комплексной реабилитационной медико-социально-педагогической деятельности, которое интегрирует технологии воспитания, обучения и лечения [22, с. 4].

Как видим, по мнению большинства ученых, начиная с В.П. Кащенко, лечебная педагогика — это интегративная отрасль педагогики, охватывающая проблемы, связанные с лечением, оздоровлением, коррекцией, реабилитацией, профилактикой и оздоровлением различных категорий детей в зависимости от состояния их здоровья.

Обращение к трудам ученых, занимающихся сравнительно-историческим анализом зарубежных исследований, показывает, что ранее в толковании понятия «лечебная педагогика» выделялось три трактовки ее сущности: педагогическая, медицинская и религиозная [23, с. 8]. Так, педагогическая сущность лечебной педагогики предусматривала оказание помощи в нравственном воспитании детей и организации учета их психологических особенностей [24]. В медицинской трактовке лечебная педагогика — это педагогическое сопровождение детей, которое в основном сводится к лечению, а также исправлению имеющихся дефектов медицинскими средствами [25]. Лечебная педагогика религиозного аспекта была нацелена на заботу о душе ребенка и приобщение его к Богу [26].

При этом отметим, что религиозное толкование лечебной педагогики сохранилось у последователей Р. Штайнера и на современном этапе ее развития. В частности, в понимании К. Кенига, лечебная педагогика — это «импульс, который направлен на то, чтобы вернуть человеку подобие Божие, которое он потерял в силу обстоятельств, внутренней нужды или заблуждения» [27, с. 45].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что мы будем придерживаться следующего определения: «Лечебная педагогика — обособившийся раздел педагогики, смежный с медицинской психологией и коррекционной педагогикой, занимающийся профилактикой, коррекцией, реабилитацией пограничных психических состояний у детей с использованием психолого-педагогических методов» [28, с. 116].

Данное определение, на наш взгляд, отражает свойственный лечебной педагогике инте-гративный подход, который позволяет синтезировать потенциал накопленных и современных знаний о человеке и выстроить целостную систему практической помощи детям с различными пограничными психическими состояниями. Кроме того, выделенный объект влияния — дети с пограничными психическими состояниями — позволяет показать неравнозначность и отличие лечебной и специальной педагогики.

При этом считаем необходимым уточнить понятие «пограничные психические состояния у детей». Вследствие того, что в истории становления и развития лечебной педагогики использовались термины из дефектологии и специальной педагогики, поскольку их развитие шло параллельно или, правильнее сказать, дефектология и специальная педагогика вышли из недр лечебной педагогики, учеными использовалось множество терминов, которые отражали характерологические особенности детей. Например, «дети, отличающиеся особенностями характера и степенью умственного развития» (Я.А. Коменский, Дж. Локк), «дети с различными индивидуальными особенностями» (И.В. Маляревский, А.Ф. Лазурский и др.), «дети, трудные в воспитательном отношении» (И.А. Сикорский), «дефективные дети», «исключительные дети» (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко), «трудные дети» (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Н.Ф. Маслова), «дети с особыми нуждами» (Е.М. Мастюкова), «социально-запущенные дети» (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Ро-синский, С.Т. Шацкий) и т. д.

Читайте так же:  Суп из чечевицы полезные свойства

Общеизвестно, что пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает так называемый «невротический уровень». При таких расстройствах, во-первых, сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию; во-вторых, болезненные изменения (ухудшения) происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций; в-третьих, нарушение вызвано психологическими причинами (характерологические особенности личности), а не органическими [29, с. 34]. Их отличие заключается в отсутствии психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку пограничные состояния имеют не органическую, а психогенную природу. Однако, как полагает Ю.А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев [30, с. 45].

Таким образом, показав процесс становления и развития понятия лечебной педагогики, ее интегративный характер, отличительные особенности и современное толкование, отметим, что ее развитие как интегративной отрасли педагогики еще продолжается. Тем не менее более чем очевидно, что ее суть заключается, с одной стороны, в комплексном воздействии педагогиче-

скими, медицинскими, психологическими, социальными, экологическими средствами на процессы, обеспечивающие индивидуальную адаптацию организма ребенка к окружающей среде и его полноценное развитие, с другой — в организации целенаправленной, интегративной деятельности врача и педагога.

1. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. Т. 2: Общие основы специальной педагогики / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов. М., 2008. 352 с.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков : пособие для студентов сред. и высших пед. учеб. заведений. М., 2000. 304 с.

3. Там же. С. 14-15.

4. Hanselmann H. Einfuhrung in die Heilpadagogik. 7. Aufl. Zurich, 1962. S. 14.

5. Кениг К. Лечебно-педагогическая диагностика. Чебоксары, 2001. 192 с.

6. Дубровский А.А., Лаптева Л.П. Актуальные проблемы лечебной педагогики // Образование и общество. 2004. № 2. С. 15-19.

7. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. 213 с.

8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997. 304 с.

9. Рабочая книга социального педагога. Часть II: Социальная педагогика и социальная работа : пособие для самообразования / под ред. Н.Ф. Масловой. Орел, 1995. 160 с.

10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2001. 160 с.

11. Безрукова В.С. Основы духовной культуры : энцикл. слов. педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.

12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь : для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. 176 с.

13. Лечебная педагогика в специализированном вузе / Л. Саркисян, Т. Латышева, Э. Белозеров, Н. Государев // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 88-91.

14. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. М., 2003. 190 с.

15. Дефектология : словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов ; под ред. Б.П. Пузанова. М., 1996. 80 с.

16. Дудьев В.П. Психомоторика : словарь-справочник. М., 2008. 366 с.

17. Малая медицинская энциклопедия (1991-1996) в 6 т. [Электронный ресурс]. Т. 3. URL: http://www.21nn.ru/load/spravochnaja_literatura/malaja_medicinskaja_ehnciklopedija_t_t_1_6_1991_1996_djvu/83-1-0-2624 (дата обращения: 19.12.2016).

18. Покровский В.И. Первая медицинская помощь — популярная энциклопедия / гл. ред. В.И. Покровский. М., 1994. 255 с.

19. Энциклопедический словарь медицинских терминов (1982-1984) в 3 т. Т. 3. М., 1982. 448 с.

20. Волкова В.К. Интеграция образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях детского реабилитационного центра : автореф. дис. . канд. пед. наук. Тюмень, 1997. 24 с.

21. Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. Тюмень, 2003. 224 с.

22. Голубева Н.В. Музыкальное воспитание как компонент «лечебной педагогики» в условиях детского реабилитационного учреждения : дис. . канд. пед. наук. Тюмень, 2000. 152 с.

23. Яценко И.А. Генезис и современное состояние теории воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в Германии : автореф. дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2002. 24 с.

24. Asperger H. Heilpadagogik. Einführung in die Psychopathologie des Kindes fur Arzte, Lehrer, Psychologen, Richter und Fürsorgerinnen. Wien ; New York, 1952 ; 1968.

25. Isserlin M. Psychiatrie und Heilpadagogik // Bericht iiber den ers-ten Kongreß fur Heilpadagogik in Munchen / hrsg. H. Goep-fert. Berlin, 1923.

26. Sander A. Zum Problem der Klassitlkation in der Sonderpadagogik: Ein okologischer An-satz. VHN, 1995.

27. Кениг К. Развитие чувств и телесный опыт. Лечебно-педагогические аспекты учения о чувствах Р. Штайнера. Калуга, 2002. 107 с.

28. Педагогический словарь : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М., 2008. 352 с.

29. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. 560 с.

30. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов н/Д., 1997. 576 с.

Что такое лечебная педагогика

Лечебная педагогика — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика — это комплексное воздействие на организм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умственного и физического развития, коррекция имеющихся отклонений в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь, с педиатрией, с детской неврологией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его развитие.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является также психотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разработкой индивидуализированных программ семейного воспитания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обусловливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие педагогические и общевоспитательные задачи, так и сугубо специфические-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главным принципом лечебной педагогики является тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с использованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, общего уровня физического и умственного развития, возраста, степени социальной и педагогической запущенности и дезадаптации. Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать положительное влияние не только на ребенка, но и на его семью. Это особенно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается особый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность или малую эффективность своих усилий, направленных на стимуляцию развития ребенка. Если же происходит еще и снижение социального статуса семьи, чаще матери, ухаживающей за больным ребенком, то семейный психологический конфликт может углубляться. В этих случаях необходима систематическая семейная психотерапия, одним из основных звеньев которой является обучение матери специальным коррекционным приемам и привлечение ее к работе как со своим ребенком под руководством психотерапевта и педагога-дефектолога, так и постепенно к работе с другими детьми в качестве помощника дефектолога.

Важным принципом лечебной педагогики является необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом наиболее сохранных, «здоровых» нервно-психических функций и положительных свойств личности.

Важным принципом лечебной педагогики является «принцип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъявляемые больному ребенку, должны соответствовать состоянию его здоровья, его физическим и психическим возможностям. Только в этих условиях у ребенка может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям. Рекомендуется, чтобы на начальных этапах работы педагогические требования даже несколько отставали от психофизических возможностей ребенка, что будет способствовать повышению его эмоционального тонуса.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является умственное воспитание ребенка, при этом особенно важно развивать умственные способности, а не только расширять объем знаний и представлений об окружающем.

Различают общую и частную лечебную педагогику. Частная лечебная педагогика основывается на специфике отдельных заболеваний и отклонений в психомоторном развитии.

В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии резко возрастает. Это обусловлено как увеличением числа детей, нуждающихся в специальной лечебно-педагогической помощи, так и гуманизацией образования, обусловливающей необходимость создания специальных условий для возможности успешного обучения каждого ребенка, в том числе и детей с отклонениями в развитии, различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями. Увеличивается число детей, которые без специальной подготовки с применением лечебно-педагогических мероприятий, не могут успешно начать обучение в школе. Условно они объединяются в группу детей с особыми нуждами. Среди них есть дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтактные дети, больные с хроническими соматическими заболеваниями и, в том числе, с так называемым врожденным иммунодефицитом, когда ребенок при нормальном умственном развитии отличается резкой соматической ослабленностью и повышенной склонностью к различным заболеваниям внутренних органов. Многие из этих детей являются лежачими больными, и их обучение проводится либо на дому, либо в стационарных детских больницах.

Среди детей с особыми нуждами большую группу составляют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонениями в развитии. Это дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтактные дети, или дети с нарушениями общения, нарушениями поведения, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложными нарушениями в развитии, у которых имеется несколько отклонений или заболеваний. Например, сочетание отставания в умственном развитии с нарушениями зрения, слуха, поведения, заболеваниями костно-мышечной системы или внутренних органов, эндокринными и другими расстройствами.

Большое значение для школьной и социальной адаптации этих детей имеет не только характер самого заболевания или вариант аномального развития, но и, прежде всего, время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематически лечебно-коррекционные мероприятия и обучение могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и социальной адаптации детей, в том числе и детей-инвалидов с наиболее тяжелыми отклонениями в развитии и заболеваниями.

Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприятий в раннем возрасте, как в семье родителями, так и на специальных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной. Особенно это касается детей с хроническими соматическими заболеваниями, которые часто сочетаются с нервно-психическими расстройствами, а также детей с нарушениями общения (РДА), нерезко выраженными отклонениями в развитии и сложными, множественными дефектами.

Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения у каждого из детей этих групп, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это прежде всего низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений.

Читайте так же:  Лечение сильного кашля у ребенка в домашних условиях

Для некоторых из них характерна аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, для других, напротив, вялость, пассивность, недостаточная двигательная и психическая активность, безразличие к окружающему.

Для большинства этих детей характерна недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации. К началу школьного обучения у многих этих детей рука «не готова» к письму.

Большие индивидуальные различия в специфике и степени выраженности указанных нарушений развития в значительной степени обусловлены характером и временем поражения ЦНС, спецификой психического, неврологического или соматического заболевания, а также генетически обусловленными особенностями органов ребенка.

Большое значение для дальнейшего развития ребенка с отклонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и прежде всего время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематические лечебно-педагогические коррекционные мероприятия, могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и обучению ребенка. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если же при отсутствии лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий эти стереотипы изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.

Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также различными психическими травмами, приводящими к возникновению особых болезненных состояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста — неврозов. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребенком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Для этого необходимы специальные лечебно-педагогические коррекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; педагога-корректора и ребенка.

До последнего времени многие дети с тяжелыми отклонениями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды, и родителям, в основном, рекомендовалось помещать их в учреждения социального обеспечения. В настоящее время положение изменилось. Разработка приемов и методов лечебной педагогики показывает высокую их эффективность при раннем применении и особенно в тех случаях, когда активным участником проведения лечебно-педагогической работы становится мать, хо-рошо ориентированная не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педагогики. Особое внимание мы обращаем на роль правильно организованного эмоционально-развивающего взаимодействия матери и ребенка и на стимуляцию в процессе этого взаимодействия его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важно, чтобы мать больного ребенка овладела основами лечебно-педагогической работы со своим малышом и проводила ее систематически в процессе эмоционального взаимодействия с ним. При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специалистам важно соблюдать следующие основные принципы.
1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, максимально стремиться к реализации права на образование, направленное прежде всего на раз-, витие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с особыми нуждами на сохранение своей индивидуальности.
2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития.
4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.
5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка реально представлять дальнейшие возможности развития и социальной адаптации.
6. Педагогический прогноз определять на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опе-реться в педагогической работе.
7. Ко всем детям и особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует относиться спокойно, ровно, доброжелательно.
8. Разрабатывать для каждого ребенка совместно с врачом программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления.
9. Помнить, что признаками переутомления, наряду со снижением концентрации внимания, ухудшением двигательной координации, является нарушение сна. При переутомлении ребенок часто плохо засыпает или, наоборот, быстро засыпает, но потом скоро просыпается и может не спать всю ночь. При переутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раздражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.
10. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.
11. Весь персонал, работающий с ребенком должен соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны специалистов.
12. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.
13. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую и коррекционную программу для каждого ребенка.
14. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности.
15. Постепенно, но систематически включать ребенка в самооценивание своей работы.
16. Терпеливо обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.

При разработке специальной методики преддошкольного и дошкольного воспитания и обучения опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии.

Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, ручной труд, аппликации и т.п.

В коррекционной работе использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития. При проведении лечебно-педагогической работы в преддошкольном и дошкольном возрасте необходимо научно-практическое обоснование каждого вида занятий в зависимости от индивидуально-личностных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей и особенностей данного ребенка: индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, а также дифференцированного использования различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, игр-инсценировок, музыкально-ритмических и др.

Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии возможно только в том случае, если родители и педагоги понимают правильно его проблемы и при этом семья и особенно мать сохраняют душевное равновесие. Только такая мать становится активным помощником педагогу и прежде всего своему малышу. Она старается как можно лучше понять проблемы своего ребенка, внимательно прислушивается к советам специалистов. Такая мать часто ведет дневник наблюдений за своим малышом. Ведение дневника очень важно не только для родителей, но и для специалистов, наблюдающих ребенка.

Необходимым условием правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка является адекватное отношение близких к его состоянию. Поэтому родители, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в квалифицированной помощи специалистов, моральной поддержке окружающих.

Для развития здорового и особенно больного ребенка большое значение имеете его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально-коммуникативное поведение, имеющее важное значение для всего дальнейшего психического развития.

Мы уже отмечали, что стресс матери, возникающий при рождении больного ребенка, мешает установлению нормальных взаимоотношений со своим малышом. Такая мать скована, напряжена, она редко улыбается, крайне непоследовательна и неровна в обращении с малышом. В результате в этой ситуации не только затруднено проведение лечебно-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию имеющихся нарушений и отклонений в развитии, но у ребенка еще и формируются вторичные невротические реакции, он растет нервным, возбудимым, у него в еще большей степени проявляется отставание в развитии, особенно задерживается развитие речи.

Для того, чтобы родители могли быть хорошими помощниками педагогу, важно, чтобы они не замыкались в своем горе, а, оставаясь активными членами общества, постепенно вводили в него и ребенка, постоянно расширяли его контакты с окружающим миром. Важно, чтобы больной ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходимо, чтобы и мать не чувствовала себя виноватой или неполноценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраняла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей. Ни в коем случае не должны быть ущемлены и интересы здоровых братьев и сестер больного ребенка. Нередко здоровому ребенку в таких семьях уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи.

Совершенно недопустима и раздражительность взрослых по отношению к больному ребенку. Нельзя допускать, чтобы родители по пустякам кричали на ребенка, несправедливо наказывали его, ставя при этом в пример здорового брата или сестру и не учитывая при этом ограниченные возможности больного малыша.

При воспитании ребенка с отклонениями в развитии очень важно своевременно развивать у него навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятельность семьи.

Родители больного ребенка должны быть в своей семье не только специалистами по лечебной педагогике, но и психотерапевтами. Создать нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, помогают объединения родителей в ассоциации. В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, расширяется сеть ассоциаций родителей детей с отклонениями в развитии.

Лечебно-педагогическая и коррекционная работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии — нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и педагоги относились к нему естественно, каков бы ни был у него дефект.

Таким образом, успех лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий зависит от возможности правильной совместной работы педагога-дефектолога, логопеда, врача, психолога и родителей.

Важной составной частью лечебно-педагогических мероприятий является раннее восстановительное и стимулирующее развитие лечение. Раннее применение специального лечения стимулирует развитие и способствует предупреждению необратимых изменений в нервной, мышечной и костной системах. Многие дети с отклонениями в развитии нуждаются в раннем комплексном лечении, в котором участвуют специалисты разного профиля: педиатр, детский невропатолог, детский психиатр, ортопед, врач или методист лечебной гимнастики. Часто необходима также консультация и лечение окулиста, сурдолога, эндокринолога, врача-генетика.

Особенно важное значение имеет специализированный уход и лечение в первые годы жизни, когда происходит наиболее интенсивное развитие мозга ребенка.

Большую роль в лечении ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии играют родители. Они должны прежде всего представлять, что лечение ребенка с поражением нервной системы и отклонениями в развитии — это длительный процесс, который должен осуществляться в тесной взаимосвязи с проведением специальных педагогических занятий, логопедической работы, занятий лечебной физкультурой. Мать необходимо научить специальным навыкам ухода за ребенком с учетом специфики его заболевания, основным приемам массажа, лечебной гимнастики, правилам ортопедического режима, приемам речевой терапии.

Лечебные у педагогов