ГОУ СОШ 604 Презентация к уроку «Грибы — паразиты» Выполнил: учитель биологии Круглова Ольга Викторовна. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЯрослав Ярмоленко

Похожие презентации

Презентация по предмету «Биология и Экология» на тему: «ГОУ СОШ 604 Презентация к уроку «Грибы — паразиты» Выполнил: учитель биологии Круглова Ольга Викторовна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ГОУ СОШ 604 Презентация к уроку «Грибы — паразиты» Выполнил: учитель биологии Круглова Ольга Викторовна

2 Задачи урока: 1.Развивать понятие о многообразии живых организмов; 2.Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности грибов – паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека; 3.Познакомить учащихся с многообразием грибов – паразитов, значением в природе и жизни человека; 4.Познакомить учащихся со способами борьбы с грибами – паразитами. План урока: 1.Проверка знаний; 2.Изучение нового материала; 3.Закрепление изученного материала; 4.Подведение итогов урока. 2

4 4 Грибы – паразиты растений Поражают цветки, семена, вызывая их разрушение. Головня

6 6 Хлебная ржавчина

7 7 Мучнистая роса

11 11 Гриб — трутовик

12 12 Плачущий гриб

13 13 Грибы – паразиты животных и человека Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний, заболеваний волосяных покровов, ногтей у человека и когтей у животных — дерматитов, стригущего лишая, парши, гистоплазмозов ( переносится летучими мышами и птицами – заболевание скалолазов и спелеологов). Все эти заболевания называются – микозы(от греческого слова микос – гриб).

14 14 Задание Прочитайте параграф 10 и заполните таблицу «Грибы – паразиты растений» Название гриба – паразита Поражаемые растения Наносимый вред Меры борьбы головня спорынья фитофтора парша плодовая гниль трутовик хлебная ржавчина

15 15 Тест 1. Грибы относятся к растениям. а) Да; б) нет. 2. Гифами называют… а) шляпку; б) пенек; в) плодовое тело; г) нити грибницы. 3. В клетках грибов содержатся хлоропласты. а) Да; б) нет. 4. В клетках грибов… а) отсутствует ядро; б) имеется одно ядро; в) имеется несколько ядер. 5.Споры у шляпочных грибов образуются… а) на кончиках нитей грибницы; б) на нижней стороне шляпки. 6. Плодовое тело шляпочных грибов образовано… а) плотно упакованными нитями грибницы; б) клетками специальной ткани. 7. Грибы питаются… а) минеральными веществами почвы; б) органическими остатками в лесной подстилке; в) органическими веществами живых растений или животных. 8. Плесневые грибы…. а) имеют плодовое тело; б) имеют только грибницу. 9.Споры плесневых грибов образуются… а) на нижней стороне шляпки; б) на кончиках некоторых нитей грибницы.

§ 16. Грибы – паразиты

55) Заполните таблицы.

Названия грибов — паразитов

Портит урожай, может стать причиной отравления

Гибель и порча плодов

Белый налет на листьях и плодах

56) Что общего и в чем различия между симбиозом и паразитизмом?

Симбиоз – взаимовыгодные сосуществование организмов, а паразитизм – сосуществование организмов, выгодное только для одного из них.

57) Решите кроссворд № 3.

По горизонтали:

3) Одна из групп бактерий, способных создавать органические вещества из неорганических.

4) Форма совместного существования разноимённых организмов.

7) Гриб, паразитирующий на злаковых и некоторых других растениях.

9) Массовое заболевание.

12) Гриб, паразитирующий на деревьях.

14) Организм, использующий другой организм в качестве источника пищи.

15) Взаимодействие грибницы с корнями растений.

По вертикали:

1)Организмы, питающиеся органическими веществами мертвых организмов.

2) Плесневый гриб, из которого получают лекарство.

5) Простейшие одноклеточные организмы.

6) Микроскопические одноклеточные грибы.

8) Гриб, паразитирующий на хлебных злаках.

10) Плесневый гриб – сапрофит.

11) Тело гриба, состоящее из ветвящихся нитей.

13) Специализированная клетка бактерий, служащая для переживания неблагоприятных условий.

Тренировочные задания

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1) Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют

1) ядра

А2) Бактерии размножаются

1) Только спорами

2) Только вегетативно

3) Делением клетки и некоторые – спорами

4) Особыми половыми клетками

А3) Клубеньковые бактерии живут и размножаются в

2) Почве

3) Пищевых продуктах

4) Клетках корней растений

А4) В клетках грибов отсутствует (ют)

3) Хлоропласты

4) Клеточная оболочка

А5) Плодовые тела шляпочных грибов служат для

1) Образование спор

2) Вегетативного размножения

3) Накопления питательных веществ

4) Переживания неблагоприятных условий

А6) Из перечисленных грибов на деревьях паразитирует (ют)

3) Трутовики

А7) Грибы из корней деревьев получают

3) Минеральные вещества

4) Органические вещества

А8) К ядовитым грибам относятся

1) Лисички, рыжики, маслята

2) Сыроежки, сморчки, строчки

3) Белые грибы, грузди, желчный гриб

4) Белая поганка, мухомор, сатанинский гриб

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1) Болезнетворными бактериями являются

2) Дифтерийные

4) Туберкулёзные

5) Дизентерийные

В2) Положительная роль бактерий

1) Возбуждение болезней

2) Разрушения сена в стогах

3) Гниение продуктов питания

4) Связывание атмосферного азота

5) Получение молочнокислых продуктов

6) Разложение в природе сложных веществ отмерших организмов

В3) Положительная роль грибов

1) Продукты питания

2) Связывание атмосферного азота

3) Возбудителей заболеваний человека

4) Источник получения антибиотиков

5) Синтез атмосферного кислорода

6) Участие круговорота веществ в природе

В4) Установите соответствие между группами организмов и их характерными чертами

А) клетки безъядерные

Б) наличие ядра в клетках

В) размножаются спорами

Г) размножаются вегетативно

Д) некоторые могут образовывать микоризу

Е) некоторые способны связывать атмосферный азот

Заполните таблицу»грибы паразиты»
названия грибов паразитов/ поражаемые растения/ наносимый вред
всего надо 8 грибов

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Проверено экспертом

1. Головневые грибы — поражают злаки как: пшеницу, рожь, овес, кукурузу. В колосьях вместо зерен развивается масса черных спор, зерновки разрушаются, гриб питается полезными веществами злака.
2. Т рутовики — кора деревьев. На деревьях появляются твердые плодовые тела (похожие на копыта), в которых находятся споры.
3. Фитофтора — пасленовые(помидоры, баклажаны, картофель) и такие как земляника, гречиха. Развитие болезней — фитофторозов ( появляются темные пятна на листья и стеблях растения), в запущенных случаях, на внешней стороне листа образуются белые пушистых наросты.
4. М учнистая роса — плодово-ягодные растения. Белый, мучнистый налет на листьях — ослабляет фотосинтез, овощи перестают расти, теряется 50%урожая.
5 Парша — плодовые деревья. Поражаются листья, плоды и побеги
Плоды начинают гнить не успев дозреть, пропадают листья, уменьшается к-во урожая.
6. Плодовая гниль — плоды. Плодовая гниль — бурое пятно со спорами, которое разрастается и приводит к гниению плодов.
7. Ведьмины метлы — деревья. Н а стволе образуются тонкие, укороченные ветки совсем без листьев, или с наличием недоразвитых листьев. Эти ветви всегда бесплодны. Приводят к бесплодию всего дерева.
8. Пукциния (ржавчинные грибы) — на листьях, стеблях, плодах семенных растений, на листьях папоротников. В ызывают болезнь «ржавчину», которая причиняет большой вред сельскому хозяйству, из-за нее снижается урожай культур и ухудшается качество продуктов

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Заполните таблицу «Грибы-паразиты»
Организм-хозяин | Гриб-паразит | Признаки заболевания

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Заполните таблицу грибы-паразиты

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Денис616 25.09.2016

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Читайте так же:  Телятина полезные свойства

Проверено экспертом

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Царство Грибы

Общая характеристика. Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

С растениями их сближает — . 1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки; 2) неподвижность в вегетативном состоянии; 3) размножение спорами; 4) способность к синтезу витаминов; 5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции). Общим с животными является: 1) гетеротрофность; 2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих; 3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов; 4) накопление гликогена как запасного вещества; 5) образование и выделение продукта метаболизма — мочевины. Эти особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют считать их одной их самых древних групп эукариотных организмов, не имеющих прямой эволюционной связи с растениями, как считалось ранее. Грибы и растения возникли независимо от разных форм микроорганизмов, обитавших в воде.

Известно более 100 тыс. видов грибов, причем предполагается, что реальное число их значительно больше — 250—300 тыс. и более. В мире ежегодно описывают более тысячи новых видов. Подавляющее большинство их обитает на суше, причем встречаются они практически повсеместно, где может существовать жизнь. Подсчитано, что в лесной подстилке 78—90% биомассы всех микроорганизмов приходится на долю грибной массы (примерно 5 т/га).

Строение грибов. Вегетативное тело подавляющего большинства видов грибов — это мицелий, или грибница, состоящая из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей, или гиф, с неограниченным ростом и боковым ветвлением.

Мицелий обычно дифференцируется на две функционально различные части: субстратный, служащий для прикрепления к субстрату, поглощения и транспортировки воды и растворенных в ней веществ, и воздушный, поднимающийся над субстратом и образующий органы размножения.

В процессе приспособления к различным наземным условиям обитания у грибов возникают многочисленные видоизменения мицелия: это склероции, столоны, ризоиды, ризоморфы, аппрессории, гаустории и др. Например, с помощью столонов — воздушных дугообразных гиф — гриб быстро распространяется по субстрату. Столоны прикрепляются к субстрату ризоидами. Функцию прикрепления выполняют и аппрессории, имеющие вид плоских утолщений на ветках гиф. Гаустории, характерные для грибов-паразитов, представляют собой специальные выросты мицелия, проникающие в клетки хозяина и поглощающие из них питательные вещества.

Размножение. Грибы размножаются бесполым и половым способами. Бесполое размножение происходит частями мицелия или отдельными клетками, которые дают начало новому мицелию. Дрожжевые грибы размножаются почкованием.

Бесполое размножение может осуществляться также посредством эндо- и экзогенных спор. Эндогенные споры образуются внутри специализированных клеток — в спорангиях. Экзогенные споры, или конидии, возникают открыто на концах особых специализированных выростов мицелия, называемых конидиеносцами. Попав в благоприятные условия, спора прорастает, и из нее формируется новый мицелий.

Половое размножение у грибов особенно многообразно. У некоторых групп грибов половой процесс происходит путем слияния содержимого двух клеток на концах гиф. У сумчатых грибов при этом наблюдается слияние содержимого антеридия и женского органа полового размножения (архегония), не дифференцированного на гаметы, а у базидиальных грибов — слияние содержимого двух вегетативных клеток, при котором между ними часто образуются выросты, или анастомозы.

Питание. По способу питания различают две основные группы грибов: сапротрофы и симбионты. Для последних характерны паразитизм и мутуализм.

К сапротрофам относится большинство шляпочных и плесневых грибов, а также дрожжи. Особенностью сапротрофных грибов является то, что отдельный гриб может за сутки образовать мицелий суммарной длиной гиф более километра. (Длина грибных гиф в 1 г сухой почвы лиственного леса составляет около 400 м, а в 1 г гумуса [под подстилкой] 4—8 км.)Такой быстрый рост и нитчатое строение мицелия обусловливает особый тип взаимоотношений грибов с окружающей средой, не характерный для других групп эукариотных организмов. Обширная система ветвящихся гиф позволяет им тесно контактировать с субстратом. Почти все клетки мицелия отделены от субстрата лишь тонкой клеточной стенкой. Пищеварительные ферменты, выделяемые грибами, очень быстро воздействуют на материал субстрата и способствуют его частичному перевариванию вне грибной клетки. Такой полупереваренный материал затем всасывается всей поверхностью клетки.

Шляпочные грибы живут на богатой перегноем лесной почве, на полях и лугах, встречаются на гниющей древесине (опенок летний и зимний, вешенки).

В процессе их развития на мицелии формируются органы спороношения — плодовые тела, состоящие из ножки и шляпки. Ножка и шляпка образованы плотными пучками гиф. В шляпке можно различить два слоя: плотный верхний, часто окрашенный, покрытый кожицей, и нижний. У одних грибов — пластинчатых — нижний слой шляпки состоит из радиально расположенных пластинок (у сыроежек, груздей, шампиньонов, бледной поганки). У белого гриба, подберезовика, подосиновика, масленка он состоит из многочисленных трубочек, поэтому их называют трубчатыми. На пластинках, в трубочках, а у некоторых представителей на шипиках или иголочках образуются десятки миллионов спор. После созревания они высыпаются на почву, разносятся ветром, водой, насекомыми и другими животными, что способствует широкому распространению грибов.

Среди шляпочных грибов есть как съедобные, так и ядовитые. Наиболее ценные съедобные грибы, широко встречающиеся в лесах Беларуси и России, — белый, рыжик, груздь настоящий, подберезовик, подосиновик, масленок, шампиньон.

Ядовитые грибы, такие как бледная поганка, многие мухоморы, некоторые виды грибов-зонтиков, говорушек, рядовок и др., уже попадая в пищу, могут вызывать серьезные, а иногда и смертельные отравления. Следует помнить, что белки грибов довольно быстро расщепляются с образованием ядовитых азотистых соединений, поэтому отравление может быть вызвано и неядовитыми, но несвежими грибами.

Плесневые грибы (рис. 6.1) развиваются сапротрофно в почве, на увлажненных продуктах, плодах и овощах, на животных и растительных остатках, образуя пушистые или паутинистые налеты (плесень) серого, зеленого, черного, сизого цвета. Плесневые грибы встречаются среди зигомицетов (например, мукор), сумчатых и несовершенных грибов. Среди плесневых грибов бывают и паразитические виды, которые вызывают болезни человека и животных (аспергиллез, бластомикоз, пневмомикоз) и растений (альтернариоз, фузариоз и др.).

Известным представителем плесневых грибов является пеницилл. Его мицелий состоит из разветвленных нитей, разделенных перегородками на клетки, а спороношение напоминает кисть, отсюда и его название «кистевик» (см. рис. 6.1) На концах разветвленных конидиеносцев образуются цепочки конидий, с помощью которых пеницилл размножается. Этот гриб встречается в виде плесени (зеленого, сизого, голубого цвета) на почве и продуктах растительного происхождения (на плодах, овощах, варенье, томатной пасте и др.). Некоторые виды пеницилла используются для приготовления пенициллина— одного из наиболее известных антибиотиков.

Рис. 6.1. Плесневые грибы: 1мукор; 2пеницилл; 3аспергилл.

Дрожжи не имеют мицелия и представляют собой неподвижные клетки овальной формы размером 2—10 мкм (рис. 6.2). Размножаются дрожжи почкованием или делением. У них наблюдается и половой процесс, протекающий в виде копуляции двух клеток. Образовавшаяся при этом зигота превращается в сумку с А—8 спорами.

Рис. 6.2. Дрожжи: 1отдельная клетка; 25почкование клеток; бсумка с четырьмя сумкоспорами.

Предполагают, что дрожжи произошли от многоклеточных предков. Упрощение их организации произошло в связи с обитанием в жидких сахаристых средах.

Наибольшее практическое значение имеют пекарские дрожжи, представленные несколькими сотнями рас — винными, пивными, хлебопекарными и др. Они применяются в пивоварении, хлебопечении, производстве спирта. Винные дрожжи встречаются в природе на поверхности плодов (например, винограда), в нектаре цветков, в истечениях деревьев и используются в виноделии.

Грибы-паразиты поражают преимущественно растения, что приводит к снижению урожайности многих культур, значительному ущербу сельскохозяйственного производства. У большинства фитопатогенных грибов мицелий развивается внутри тканей корня, стебля, листа и плода, у некоторых (например, муч-нисторосяных) — на поверхности органов растения.

Мучнисторосяные грибы поражают сотни видов культурных и дикорастущих растений. На поверхности пораженных органов развивается белый, позднее темнеющий мицелий. На мицелии через несколько дней после заражения развивается конидиальная стадия—конидиеносцы с цепочками конидий. В это время пораженные органы растений покрыты мучнистым налетом конидий (отсюда название заболевания — «мучнистая роса»).

Мучнисторосяные грибы — опасные паразиты пшеницы, ржи, люпина, виноградной лозы, сеянцев дуба, крыжовника и многих других растений.

Спорыньевые грибы паразитируют на сотнях видов культурных и дикорастущих злаков и осок. К моменту созревания зерна в колосе на месте пораженной завязи пестика мицелий уплотняется и превращается в склероции, которые зимуют в почве или зернохранилище, а весной прорастают. Практический ущерб, приносимый спорыньей, проявляется в токсическом действии алкалоидов, содержащихся в склероциях. Склероции, попавшие после размола в муку, могут вызывать тяжелые заболевания (токсикозы) у людей, выражающиеся в виде конвульсий («злые корчи») или в гангренозной форме («антонов огонь»). Алкалоиды спорыньи широко применяют в медицине для лечения сердечнососудистых и нервных заболеваний, в акушерстве и гинекологии.

Читайте так же:  Что пить от тошноты народные средства

На однодольных и двудольных растениях часто паразитируют головневые и ржавчинные грибы. Известны и многие другие заболевания растений, вызываемые грибами-паразитами: парша плодовых деревьев, плодовая гниль (монилиоз) яблони и груши, фузариоз льна, аскохитоз гороха и др.

Трутовые грибы наносят большой вред лесному хозяйству. Споры трутовиков попадают на раны в коре деревьев, где прорастают в мицелий, который проникает в древесину и питается органическими веществами ее клеток. Через несколько лет после заражения на стволе образуются обычно копытообразные плодовые тела. Многолетние деревянистые плодовые тела трутовиков иногда достигают гигантских размеров — 0,5— 1 м в диаметре. На нижней стороне плодового тела в мелких трубочках или на складках созревают споры, которые высыпаются и, попав на поврежденные стволы деревьев, заражают их.

Около тысячи видов грибов паразитируют также на животных и человеке, вызывая различные заболевания кожи, ногтей, волос (бластомикозы, молочница, стригущий лишай и др.).

Грибы часто связаны мутуалистически с высшими растениями, водорослями, цианобактериями, реже с животными. Примером мутуализма могут быть лишайники, микориза. Микориза — это взаимовыгодное сожительство гриба с корнями высших растений. При этом мицелий гриба оплетает корни растений и проникает только под эпидермис или в клетки паренхимы корня. Микоризный гриб увеличивает всасывающую поверхность корня в 10—14 раз, лучше поглощает фосфор, выделяет витамины и ростовые вещества, которые стимулируют развитие корня. От высшего растения гриб получает безазотистые соединения, кислород и корневые выделения, способствующие прорастанию спор. Микориза обнаружена у большинства растений.

Значение грибов в биосфере и народном хозяйстве. Грибы наряду с бактериями играют важную роль в общем круговороте веществ в биосфере. Разлагая с помощью ферментов органические вещества до простых неорганических соединений, они делают их доступными для автотрофных организмов, участвуют в образовании плодородного слоя почвы — гумуса, выполняют большую санитарную работу по очищению среды.

Грибы широко используются в народном хозяйстве для получения кормового белка, лимонной кислоты, ферментов, витаминов, антибиотиков, ростовых веществ.

Однако велика и отрицательная роль грибов. Паразитируя на растениях и животных, а также развиваясь сапротрофно на пищевых продуктах, промышленных материалах и изделиях из кожи, дерева, бумаги, пластмассы, произведениях искусства, грибы вызывают их порчу и наносят большой ущерб народному хозяйству.

В Красную книгу Республики Беларусь включено 17 видов грибов, в том числе трюфель летний, или русский черный трюфель, спарассис курчавый, или грибная капуста, гриб-зонтик девичий, веселка обыкновенная и др.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов «Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы»

Технологическая карта урока биологии по теме «Грибы-паразиты»; 5 класс

Разработка урока биологии в 5 классе по теме «Грибы-паразиты» по УМК В.В.Пасечника. Урок открытия новых знаний. Обучающиеся через организацию групповой работы знакомятся с грибами-паразитами,вредом, который они наносят, и мерами борьбы с ними.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную группу грибов. Какую? Вы позже назовете сами. Удачи вам и новых открытий!

1. Раздает некоторым обучащимся индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

2. Для того, чтобы мы были готовы к усвоению новых знаний, давайте вспомним: — Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)- Сколько видов грибов насчитывается в настоящее время? (около 100 тыс)- Какая наука занимается изучением грибов? (микология)

3. Проведем терминологическую разминку, дайте определение следующим понятиям:

Обучающиеся выполняют задания по индивидуальным карточкам разного уровня сложности.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

4. Составьте логическую схему из следующих слов: Грибы, пеницилл, подберезовик, дрожжи, пенек, мукор, шляпочные грибы, шляпка, плесневые грибы.

Учащиеся составляют логические схемы.

Сдают работы по карточкам.

Постановка учебной проблемы

Посмотрите изображения грибов и назовите те, которые вы знаете? Есть ли грибы, которые вам не известны? Мы с Васи говорили, что грибы, питаясь готовыми органическими веществами, бывают сапрофитами и паразитами. Грибы сапрофиты мы уже изучили. Следовательно, сегодня мы будем изучать другую группу грибов. Кто сможет назвать тему урока? Тема урока – «Грибы-паразиты» (открываю доску).

Формулируют тему урока «Грибы-паразиты», записывают её в тетрадь.

Формулирование проблемы, планирование учебной деятельности

Грибов — паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека.

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока. (Что изучить?).

В ходе беседы учитель демонстрирует презентацию «Грибы-паразиты».

1.Познакомиться с грибами-паразитами;

2.Выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека:

3.Выяснить как происходит заражение и какие меры борьбы с ними нужно использовать.

Открытие нового знания

Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных. Когда человек болеет что с ним происходит? Как определить, что он болен? Верно, сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать. Сегодня мы будем работать в группах.

Организация работы в группах. (Приложение №2) и заполнения таблицы ( приложение 3).

Отвечают, что по симптомам, признакам болезни.

Работают в группах, заполняют таблицы.

Пришло время физкультминутки

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Проверка выполнения групповой работы с демонстрацией презентации «Грибы-паразиты».

Представители каждой группы рассказывает о выполненном задании. Остальные группы слушают и заполняют таблицу.

Учитель рассказывает о других грибах- паразитах и сопровождает свой рассказ презентацией.

На Дальнем Востоке встречается гриб-паразит злаковых физариум, который не вызывает тяжелых отравлений, но дает эффект опьянения. Хлеб из такого зерна называют «пьяным».

В Китае, Японии гриб-паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон роста, что приводит к значительному увеличению органов растения (явление гигантизма). Ржавчинные грибы паразитируют на листьях, стеблях, плодах семенных растений, а также на листьях папоротников. Из культурных растений от них страдают различные злаки, бобовые, яблоня, груша, малина, смородина, лен и др. На поверхности органов бывают видны пятна и подушечки оранжевого цвета или цвета ржавчины, что зависит от скопления кучек спор, содержащих – в себе оранжевый пигмент, сходный по цвету с каротином. Ржавчинные грибы вызывают болезнь «ржавчину», которая в некоторые годы причиняет большой вред сельскому хозяйству.

Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении выделяет воду ( до 10 ведер на кубометр дерева), и любое строение он быстро превращает в труху.

Грибы-паразиты могут поражать человека и животных. Микозы – заболевания, вызываемые грибами-паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний. Если вы у себя обнаружите симптомы этих заболеваний, срочно обращайтесь к врачу.

Вносят дополнения в таблицу

В природе существует гриб-паразит, который заставляет муравьев-древоточцев выполнять его «приказы», превращая их в безвольных зомби. Речь идет о паразите под названием кордицепс однобокий. Обычно споры этого гриба-паразита попадают на тело муравья и прорастают внутрь его организма. Весь этот процесс сопровождается выделением в тело муравья определенных веществ алкалоидной группы, которые и заставляют муравья забыть о своих нуждах и полностью подчиниться паразиту. Пораженные этим грибом муравьи уходят из своего муравейника и начинают скитаться в одиночестве, подыскивая самое благоприятное место для жизни своего хозяина.

Применение нового знания

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Продолжим работу в группах. (Приложение 4).

Проверка выполненных заданий.

Выполняют задания в группах.

Отчеты по выполненному заданию в группах.

Мы можем сегодня поработать с нашим словарем юного миколога?

Какие сегодня мы запишем новые понятия?

Дайте определения этим понятиям.

Называют и дают определения следующим понятиям:

Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения

На экране вы видите неоконченные предложения. Продолжите их.

Сегодня на уроке:

Сегодня на уроке узнал…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я смогу применить знания для…

Мое настроение……

Продолжают предложения, анализируют пользу, полученных знаний.

П.16 , прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить новые понятия в словаре юного миколога

Урок биологии по теме «Болезни органов пищеварения». 8-й класс

Разделы: Биология

  • формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи;
  • создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с учебной информацией, умения применять знания при решении жизненных задач;
  • формировать ответственное отношение к своему здоровью;
  • развивать рефлексивные качества личности.
  • учебник “Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2009
  • мультимедийный проектор;
  • упаковки продуктов питания.
  • рабочие листы для выполнения самостоятельной работы;
  • листы для рефлексии.
Читайте так же:  Очищение организма после зимы

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы, связанные со здоровьем человека. Вам понадобятся внимательность, сообразительность и умение дружно работать.

2. Определение темы урока

– Вот первое задание. Посмотрите фотографии. Что неправильного в поведении этих людей. Внимание на экран.

(Ответы детей: есть на улице немытыми руками, пить из открытых источников, из-под крана, близко контактировать с домашними животными, есть из одной тарелки, купаться в запрещенных местах, брать в рот предметы и т. д.)

– Наверняка, вы сами наблюдали такие ситуации. К сожалению, люди часто не понимают, на сколько опасно такое легкомысленное отношение к своему здоровью.

– Почему это опасно? (Можно заболеть.)

(Учитель открывает на доске первое слово названия темы урока: БОЛЕЗНИ…)

– Кто вызывает эти болезни? (Микробы, бактерии, вирусы и т.д.)
– Как одним словом они называются? (Паразиты.)
– Кто такие паразиты? (Организмы, живущие за счет организма хозяина)
– Внимание на экран!

(Показ видеофрагмента из фильма ВВС “Паразиты внутри вас”.)

– Паразиты вездесущи. Они рядом с нами, невидимы и от этого более опасны. Большинство видов на земле паразиты. Сможем ли мы им дать отпор.
– Что является “воротами инфекции”? (Органы пищеварения.)

(Учитель полностью открывает на доске название темы урока: БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ)

– Итак, сегодня на уроке речь пойдет о вещах, жизненно важных для любого человека: о болезнях пищеварительной системы и о том, как от них уберечься.

– Запишите тему на рабочих листах.

3. Изучение нового материала.

3.1. Определение плана изучения темы урока.

– Какие болезни органов пищеварения вы знаете?
– Сегодня мы будем говорить о трех группах наиболее распространенных заболеваний. Слайд 14

  1. Желудочно-кишечные заболевания.
  2. Глистные заболевания (гельминтозы).
  3. Пищевые отравления.

– Что бы вы хотели узнать об этих болезнях? (Ответы детей.)

3.2. Самостоятельная работа с тексом учебника

– Я предлагаю вам поработать с учебником и заполнить на рабочем листе таблицу, которая включает ваши вопросы. (Приложение 2)

– Первый ряд будет изучать желудочно-кишечные заболевания, второй – глистные, третий пищевые отравления.

Дети читают и записывают информацию в соответствующие столбцы таблицы.

По окончании работы – взаимопроверка. Учащиеся обсуждают и дополняют друг друга.

3.3. Изучение нового материала (продолжение).

– Проверим и обсудим, что у вас получилось.

1-й ряд. Один ученик отвечает, остальные учащиеся первого ряда могут дополнить, дописать недостающую информацию в свои таблицы, исправить ошибки.

Учащиеся 2-го и 3-го рядов готовят вопросы учащимся 1-го ряда.

Грязные овощи и фрукты.

– Холера – чрезвычайно заразная болезнь. Она может привести к смерти за несколько часов. Возбудитель холеры поражает тонкий кишечник человека. Главная причина холеры – отсутствие чистой воды. В 19 веке холера унесла жизни миллионов людей на всех континентах.

– Как вы думаете, в наше время холера побеждена?

– Последний случай эпидемии холеры зарегистрирован в декабре 2010 года на острове Гаити. Погибло более 3000 человек, заражено примерно 150 тыс. человек. Ученые считают, что главная причина эпидемии на Гаити – ужасные антисанитарные условия, в которых живут люди после землетрясения. В нашей стране зафиксирован последний случай холеры в 2008 году. Это был 15-летний юноша.

Учащиеся 2-го ряда представляют материал по глистным заболеваниям.

Грязные овощи и фрукты.

Плохо проваренные или прожаренные мясо и рыба.

Мыть овощи и фрукты.

Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу.

Учащиеся вносят дополнения, замечания.

– За годы совместной эволюции организмы человека и паразита приспособились друг к другу на столько, что защитные силы человека не распознают паразита. Но он, а точнее продукты его жизнедеятельности, постоянно отравляют организм человека. Ученые предполагают, что такие заболевания как аллергия, проблемная кожа, утомляемость, нервозность, камни, головные боли возникают из-за наличия паразита.

– Сколько раз в день нужно мыть руки?

(Ответы учащихся: как можно чаще, после туалета, общения с животными, работы с землей, перед едой, приготовлением пищи, после школы, после общественного транспорта, после прогулок и т. д.)

– Что же происходит, когда мы немытыми руками берем в рот пищу? Вспомним, например, как можно заболеть аскаридозом.

Внимание на экран!

Показ фрагмента с учебного диска 1С: школа. Биология. Человек. 8 класс, 2007.

Учащиеся 3-го ряда представляют материал по пищевым отравлениям.

Ядовитые грибы и растения.

Острые кишечные инфекции.

Крепкий сладкий чай.

Правильно хранить продукты, особенно скоропортящиеся.

Не употреблять в пищу незнакомые грибы, растения.

Учащиеся вносят дополнения, замечания.

4. Практическая работа.

– Одной из причин пищевых отравлений вы назвали несвежие продукты. Что должен знать покупатель, чтобы не купить недоброкачественные продукты? (Ответы детей.)
– У вас на столах лежат упаковки различных продуктов питания. Найдите на упаковке информацию, которая покажет, свежий продукт или нет. Что это за информация?
– Дата изготовления
– Срок годности
– Условия хранения

(На конкретном примере учащиеся делают расчет срока годности продукта по информации на упаковке. Обсуждают результаты.)

– Отравиться можно не только недоброкачественной пищей, но и ядовитыми грибами или растениями. Слайды 21–24

– Обсудите дома с родителями то, о чем мы сегодня с вами говорили, и заполните оставшиеся таблицы. Поможет вам в этом параграф учебник.
– Кто желает, может выполнить творческое задание: составить памятку “Как уберечь себя от заболеваний органов пищеварения”.
– Что такое памятка? (Свод правил.)

6. Закрепление материала.

– Предлагаю вам отгадать кроссворд.

холера
аппендицит
дизентерия
брюшной тиф

2. Как одним словом назвать остальные три заболевания? (Инфекция.)

аскарида
холерный вибрион
бычий цепень
муха

рвота
насморк
диарея
боли в животе

промывание желудка
крепкий сладкий чай
покой
грелка на живот

6. Широкое распространение инфекционного заболевания. (Эпидемия.)

7. Где произошла последняя вспышка холеры? (Гаити.)

8. Меры предупреждения заболевания. (Профилактика.)

9. Как по-другому называются глистные заболевания? (Гельминтозы.)

– Найдите слово по вертикали? (Иммунитет.)
– Какое отношение имеет это понятие к нашей теме? (Ответы детей.)
– Иммунитет – это запас прочности нашего организма. Чем сильнее иммунитет, тем меньше мы рискуем заболеть опасными болезнями.
– Что нужно делать, чтобы увеличить запас прочности организма человека? (Вести здоровый образ жизни.)

Разбор жизненных ситуаций

  1. Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой. Почему так нельзя делать?
  2. Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем?
  3. На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника. Почему ее обходили стороной?
  4. Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность сохранена, а срок годности не вышел. Можно ли ее использовать?
  5. Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка не повреждена. Можно ли консервы со вздутой крышкой использовать для еды?

– Выберите любое начало фразы и продолжите ее. Можете дописать несколько фраз.

Я понял, что ………………
Теперь я могу ……………..
Меня удивило ………………
Урок дал мне для жизни ………….
Мне захотелось ……………………
Для меня осталось непонятным ……………………

– Кто хочет прочитать вслух получившиеся предложения?

Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил завистливый человек, который хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, – скажет он, – если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”

Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.

Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.

Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”

Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!

Заполните таблицу грибы паразиты организм хозяин гриб паразит