Башкирская народная медицина

История / 4. Этнография

Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН

(г. Уфа. Республика Башкортостан. Россия)

Этнографический аспект исследования народной медицины башкир

Башкирская народная медицина (им-том, баћымсылы ќ ) , включающая в себя народные представления о причине и сущности болезней, народную диагностику, целительские средства, лечебную магию и мусульманское врачевание, является актуальной проблемой для этнографического исследования на современном этапе. Это обуславливается, с одной стороны, усилением процессов размывания специфических особенностей традиционной культуры башкир, и, соответственно, необходимостью скорейшей фиксации уникальных знаний. С другой стороны, налицо возрастание общественного и научного интереса к народной медицине, обнаруживающего ее большой практический потенциал и возможности органического включения ее элементов в профессиональную область.

Наиболее ранние сведения о народной медицине башкирского народа содержатся в трудах известных ученых-путешественников XVIII – XIX вв. И.Г. Георги (1799) [4], И.И. Лепехина (1802) [9] и П.С. Палласа (1809) [13].

И.Г. Георги в «Описаниях всех обитающих в Российском государстве народов…» (1799) рассказывает, что башкиры объясняли появление некоторых болезней, таких как «припадки от маточных болезней и тоски» – вселением беса в человека. При этом изгнание беса из тела больного считалось наилучшим способом исцеления. Этой процедурой занимались специальные люди – «бесогонители», башкиры называли их «шайтан курязя». Помимо бесогонителей, лечением некоторых припадочных болезней беременных женщин, занимались и муллы [4, с. 107–108].

По рассказам И.И. Лепехина в «Дневных записях…» (1802) шайтан курязя («чертовидец») у башкир «в отменном почтении, да и редки бывают; иногда за ними ездят верст сот по пяти и более» [9, с. 73–75].

По сообщениям И.Г. Георги и И.И. Лепехина, башкиры широко применяли можжевельник (артыш) в качестве отгоняющего средства всех злых духов, и предохраняющего от всяких волшебных наговоров, притом артыш брали на горе каким-нибудь обетом. П.С. Паллас в «Путешествии по разным провинциям Российской империи» (1809) отмечал, что башкиры употребляют это растение для окуривания больных детей и в качестве оберега жилища от чародеев [13, с. 655].

П. Небольсин в своих «Рассказах проезжего» (1854) сообщает, что башкиры излечивали некоторые болезни способом жертвоприношения черным духам ќ ара нерсе , т.е. умилостивляли «черных духов» кровавою жертвою, и исключительно одними только черными баранами [10, с. 267].

В «Описаниях башкирцев» И.М. Казанцева (1866) башкиры Оренбургского края медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы, а при слабости желудка применяли внутрь высушенный медвежий желчный пузырь [8, с. 52].

В целом, ранние опубликованные источники содержат лишь отрывочные и случайные сведения о башкирской медицине. Однако к концу XIX столетия изучение традиционной медицины башкир заметно активизировалось, что было связано с деятельностью в губерниях обществ врачей. Собранные земскими врачами этнографические материалы послужили хорошим основанием для дальнейшего развития изучения научной медицины. Например, В.А. Арнольдов – член общества врачей при Императорском Казанском университете, заведовавший в 1888 – 1891 гг. III медицинским участком Стерлитамакского уезда и проживавший среди башкир в Азнаевской волости (ныне Бижбулякский район Республики Башкортостан) в своей работе «Санитарно-бытовые очерки жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда» (1894) писал, что «в башкирской народной медицине существуют приемы лечения лихорадки и горячки, заговоры при укусе змеи, нашептывания над луком при существовании различного рода серьезных внутренних болезней; в тяжелых и опасных случаях приглашаются муллы для чтения над больными Аль-Корана. При панарициях прикладывают сало со змеиной шкурой. При ревматизме суставов обертывают их в баранью шкуру. При цинге едят редьку, вареный картофель и им же обкладывают ноги. В качестве потогонного употребляют душицу, при острых и хронических бронхитах – крепкую водку от 2 до 5 капель; при сифилисе – отвары сарсапарели и сулему; при лихорадке – отвар полыни. При невралгиях седалищного нерва обкладывают больную конечность запаренной теплой травой аю купшей («дягиль лекарственный»). Катаральные конъюнктивы лечат примочками из квасцов» [2, с. 227, 242].

Ценные материалы по народной медицине башкир представлены в трудах Д.П. Никольского, земского врача Екатеринбургского уезда Пермской губернии, члена Уральского медицинского общества. В написанной им докторской работе «Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование» (1899), рассказывается о народной медицине башкир, проживающих в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии и Екатеринбургском уезде Пермской губернии. Д.П. Никольский отмечает, что народная медицина башкир выросла на почве древних верований. По представлениям башкир, все болезни происходят от 3-х причин: 1) от колдовства врага, 2) от гнева каких-то существ, местопребыванием которых служат реки, леса, высокие горы, ущелья и т.п. 3) от власти злых духов, которые являются мстителями за совершенные грехи. Башкиры считали виновником происхождения болезней чаще всего злого духа (шайтана). Для его изгнания приглашалась старуха-знахарка, вооруженная саблею или каким-нибудь другим оружием.

По словам Д.П. Никольского, главными врачевателями, или скорее всего знахарями, являлись муллы, врачебные познания которых были заимствованы из арабских лечебников и Корана. Муллы выписывали молитвы чернилами на тарелке или чайном блюдечке, затем смывали надпись водой и давали отпить больному. Такой способ лечения практиковался при тифе (горячей болезни, по выражению башкир), трудных родах и нервных заболеваниях. Особое значение Д.П. Никольский придавал народному лечению женских болезней, ран и нарывов. Он отмечал, что при лихорадке больному готовили особый настой в составе которого был и кумыс, мед и изюм. Чахотку в Верхнеуральском уезде лечили «дорогой травой» (сарсапарель) с кумысом. При переломах костей и вывихах суставов для лечения приглашались костоправы [11, с. 117–121].

Применительно к началу ХХ в. некоторая информация о традиционной медицине башкир содержится в «Башкирских мифологических рассказах» А. Алимгулова (1915), где автор пишет о подмене ребенка джиннами, снятии порчи (бузум эше) с помощью куриного яйца и лечебным приемом «ергљ салу» («передать в землю») [ 1 ].

Значительный вклад в изучение традиционной медицины башкир внес выдающийся ученый С.И. Руденко. В монографии «Башкиры» (1925; 1955) он рассматривал народные представления башкир о происхождении заболеваний (действие духов, сглаз, порча, наступление на нечистое место); охарактеризовал сущности болезней и их способы лечения (испуг, бесплодие, лихорадка, грыжа, подмена детей духами); выявил обереги (медвежий клык, ноготь, гусиный пух, белые раковины, перламутровые пуговицы, молитвы из «Корана»); выделил типы знахарей (волшебники сихырсы, ворожеи – багыусы, старуха лекарь – осоксо, знахарка – имсе и мулла); описал различные способы лечения болезней (отливание души, окуривание, жертвоприношение, умилостивление духов из тела больного, переселение болезни на куклы и перекресток) и т.д. [14, с. 314–327].

Из статьи Ф.Ф. Илимбетова «Культ волка у башкир» (1971) мы узнаем о применении башкирами различных частей тела волка при лихорадке, бешенстве, холере, краснухе, кашле, нарыве, сглазе, бесплодии и других болезнях, а также при подмене детей. Работа была написана на основе полевых материалов автора [6, с. 224–227].

Большую ценность для этнографической науки представляет монография врача В.З. Гумарова «Башкирская народная медицина» (1985). Необходимо отметить его словари (1981, 1990), а также статьи, посвященные лечебным средствам животного происхождения (1978), народной гигиене и охране здоровья детей (1980), эмпирической физиотерапии (1984) и др. [5]

В 1991 году вышла в свет книга Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир. XIX – XX вв.», где затрагиваются вопросы лечения детских и женских болезней [3].

В 2000 году была издана монография Л.И. Никоновой «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения», в которой впервые сделана попытка обобщить опыт тюркской народной медицины (татар, башкир, чуваш) [12].

В монографии А.Ф. Илимбетовой, Ф.Ф. Илимбетова «Культ животных у башкир: история и современность» (2009) содержится этнографический материал о народной медицине башкир в контексте их религиозно-мифологических представлений [7].

Сведения о традиционной медицине башкир имеются также в работах фольклористов, языковедов, литераторов и ботаников: А.Н. Киреева, Г.С. Амантаева, А.Г. Бессонова, Н. Тагирова, Н.Д. Шункарова, А.М. Сулейманова, Б.С. Баимова, Р.А. Султангареевой, Ф.Г. Хисамитдиновой, Р.Н. Каримовой, Г.Р. Батыршиной, Е.В. Кучерова, Р.Б. Ахметова и др.

Таким образом, обзор литературы показывает, что авторы указанных работ рассматривали народную башкирскую медицину либо в контексте возможного рационального использования (труды земских врачей), либо в контексте мифологических представлений (филологи и фольклористы) или же ограничивались описанием отдельных моментов врачевания (довольно редкие работы этнографов). Следовательно, необходимость этнографического изучения народной медицины башкирского народа представляется вполне назревшей. Полевые этнографические материалы (аудио-, видео-, фото-) могут способствовать выявлению этнической самобытности и раскрытию культурных взаимодействий башкир с другими тюркскими народами в области народного врачевания.

1. Алимгулов А. Башкирские мифологические рассказы // Вестник Оренбургского учебного округа – 1915.– № 3.

2. Арнольдов В.А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда // Дневник общества врачей при Казанском университете. – Казань, 1894.

3. Бикбулатов Н.В. Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир ( XIX – XX вв.). – М.: Наука, 1991. – 188 с.

4. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. – СПб., 1799. – Ч. 2.

5. Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. – 144 с. Он же. Башкирско-русский словарь анатомии и физиологии человека. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981–132 с.; Он же. Краткий русско-башкирский словарь медико-гигиенических терминов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990 – 272 с.; Он же. Лечебные средства животного происхождения в башкирской народной медицине // Этнография Башкирии. – Уфа: БФАН СССР, 1976. – С. 139–147; Он же. Народная гигиена башкир и охрана здоровья детей // Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. – Уфа: БФАН СССР, 1980. – С. 129–134; Он же. Эмпирическая физиотерапия башкир // Исследования по исторической этнографии Башкирии. – Уфа: БФАН СССР, 1984. – С. 131–136; ЉЈмљров В.З. Баш ќ орт халы ќ медицинаўы // Ватандаш. – Ѓфњ, 1997. – № 2. – 188–194 бб.

6. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир // Археология и этнография Башкирии: В 5 т. – Уфа: БФАН СССР, 1971. – Т. IV . – С. 224–227.

7. Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных у башкир: история и современность. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. – 306 с.

8. Казанцев И.М. Описание башкирцев. – СПб., 1866.

9. Лепехин И.И. Дневные записи путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. – СПб., 1802. – Ч. 2.

10. Небольсин П. Башкиры // Рассказы проезжего Павла Небольсина. – СПб., 1854.

11. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. – СПб., 1899.

12. Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов П о волжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. – Рузаевка, 2000. – 156 с.

13. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. – СПб., 1809. – Кн. I . Ч. 1.

  1. Руденко С.И. Башкиры. – М.-Л.: АН СССР, 1955. – 394 с.

Народная медицина башкир. Принципы лечения и ухода, народные врачеватели, средства и приемы лечебного воздействия

Одним из элементов традиционной культуры является народная медицина, включающая в себя как рациональные знания и опыт, так и магию.

Прекрасную природу нашей республики не случайно называют кладовой здоровья. В Башкортостане растут травы, применяемые в народной медицине почти от всех болезней. Но не каждому природа раскрывает свои тайны. Для этого ее надо любить, хорошо знать каждую травинку, уметь применять ее целебные свойства. Незыблемое правило настоящего травника: не нанести вред природе, бережно относиться к ее сокровищницам.

Народная медицина башкир — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целит. средствах, лечении и гигиеничесских приемах и навыках и их практич. применении для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Первыми врачевателями были женщины. Из народа выделялись умельцы — табибы: костоправы, травники, лекари-маги, специалисты мусульм. обряда по обрезанию (баба, сэннэтсе), повивальные бабки. Знания народных врачевателей передавались из поколения в поколение. Причины многих болезней объяснялись нарушениями питания, переохлаждением, физ. перенапряжением, морально-психич. травмой. Народу были известны наследственные и заразные болезни. Отдельные нарушения здоровья трактовали с религиозно-мистич. позиций: проникновение в человека злого духа, вредное воздействие на органы брюшной полости мифического. существа (бусер), божье наказание и пр. Болезненные изменения в организме чел. часто именовались понятиями «загустение крови», «порча крови», «опущение» (смещение) тех или иных органов. Своеобразным было толкование исхода болезни. Появление аппетита, усиленное потоотделение у больного считались признаками скорого выздоровления. Для успешного лечения большое значение имел хороший уход. Не допускались к больному (особенно к ребенку) посторонние: боялись сглаза.

Обязательным компонентом лечения являлась суггестия (внушение): заговоры, заклинания, молитвы. Широко применялись целебные растения (около 100 видов). Популярными были девясил, душица, корень валерианы, можжевельник, чабрец и др. Широко употреблялись средства животного происхождения в леч. целях: кумыс (см. Кумысолечение), корот, мед, топленое масло, конское и гусиное сало, мясо и сало барсука.

Популярным было лечение с помощью пиявок (hэлэк). Известно их профилактич. использование для предупреждения рецидивов (периодически повторяющихся головокружений, головных болей, шума в ушах и другие).

Нашли применение отд. минералы и природные вещества: сера, квасцы, медный купорос, белая и красная глины, мел, ил, нефть, кальцит и др. Широко практиковалась физиотерапия: ванны с настоем трав, обкладывание больного прогретой майской травой, зарывание в теплый песок, баня, локальное прогревание отд. участков тела. Тепловое воздействие часто сочеталось с массажем. Народ издавна пользовался и целебными факторами ныне известнах. курортов Янгантау, Красноусольский и другие.

Костоправы умело вправляли вывихи, переломы костей, баба выполняли операцию обрезания. Использовалось мн. средств для обработки порезов, ран (высушенные и измельченные душица, чабрец, кора дуба; свежие листья подорожника, медуницы мягчайшей и пр.).

По мнению повивальных бабок, главным врагом здоровья рожениц и родильниц (а также новорожденных) является переохлаждение. Поэтому нахождение их в теплом помещении считалось чрезвычайно важным условием сохранения здоровья. В день родов (либо на другой) в теплой (но не жаркой) бане повивальной бабкой проводился массаж тела родильницы. С первых дней после родов накладывалась на живот тугая повязка. Рациональность этих мер несомненна: снятие застойных явлений, возникающих за период беременности, профилактика растяжения брюшной стенки, опущения внутренних органов, геморроя, варикозного расширения вен нижних конечностей.

Народная медицина развивалась и в целях сохранения, укрепления здоровья. Получила развитие гигиена питания, жилища, тела, межличностного общения. Широко были представлены обычаи и традиции гигиенич. характера. Имелись рациональные обычаи, нарушение которых считалось грехом и якобы влекло возможные наказания сверхъестеств. силами. Так, выпавшие волосы следовало сжечь. При неисполнении данного требования человек обрекал себя на головные боли; неаккуратное срезание ногтей и их попадание в пищу превращало виновного в обжору.

Сохранению и укреплению здоровья помогали народные виды спорта. А.Н.Добролюбов писал: «Жаль, что никто из поклонников немецкой гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к нам в киргизские степи или в Башкирию. Там гимнастика процветает: своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шест и бегом взапуски повторяются периодически».

Лечением неосложненных заболеваний у детей занимались в основном матери, бабушки, ближайшие родственники; в более серьезных случаях прибегали к помощи муллы, иногда приглашали специальных лечцов — магов (арбаусы и др.), в качестве знахарки иногда выступала повитуха (кендек инўй). Забота о здоровье ребенка начиналась еще до его рождения. Определенное отношение сложилось к рождению двойни или близнецов. Питанию беременных женщин уделялось особое внимание — оно должно было быть достаточно калорийным, сбалансированным, с достаточным количеством витаминов. Необходимо было удовлетворять любые желания беременных женщин, связанные с пищей. После родов женщине обязательно давали наваристый бараний бульон с измельченным сухим сыром (корот) для восстановления физических сил.

Послеродовые кровотечения останавливали следующим образом: кусок чистого войлока (желательно белого цвета) обильно смазывали жиром, нагревали над огнем и сажали на него роженицу, также давали внутрь немного топленого бараньего жира. Для лечения воспалительных процессов женской половой сферы пили кумыс или смесь кумыса с отваром ромашки.

Читайте так же:  Гайморит симптомы лечение в домашних условиях народными средствами

После рождения ребенка обмывали кипяченой водой, в которую иногда добавляли коровье масло. Пупочную ранку новорожденному обычно обрабатывали коротом, иногда бараньим жиром или просто слюной. Ротик ребенку мазали медом и маслом, чтобы он был мягким и добрым к людям.

Башкиры считали, что ребенок вырастет крепким и здоровым в том случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Период кормления грудью был довольно продолжительным — до 2-2,5 лет.

Для усиления лактации женщинам рекомендовалось есть супы из баранины или курицы, а также пить молоко или чай с молоком, различные отвары.

При недостатке молока у женщины ребенка прикармливали коровьим молоком, но лучшим для этих целей считалось козье молоко. В качестве прикорма сначала использовали молоко, затем хлеб с молоком или маслом. Мясо подросшим грудничкам обычно не давали, чаще они просто обгладывали кости.

Для лечения многих заболеваний детей башкиры использовали молочные продукты. Особо целебным и полезным для маленьких детей, как уже отмечалось, башкиры считали козье молоко. Горячее цельное молоко (козье или коровье) с медом и маслом давали пить при боли в горле и кашле. Молоком лечили пищевые отравления, устраняли изжогу. Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство при газовой колике. Отмороженные участки кожи смазывали сливочным или топленым маслом. От различных болезней ребенка мазали смесью пороха с топленым маслом, к грыже прикладывали растолченную в воде махорку с бараньим жиром или давали выпить немного вскипяченного бараньего жира.

Для лечения и профилактики желудочно-кишечных заболеваний детям постарше и подросткам рекомендовались кисломолочные продукты: катык, корот, особенно кумыс. Даже 3-4-летним детям давали не успевший перебродить кумыс (примерно суточной выдержки). Первые кумысолечебницы появились в XIX веке именно на территории Башкортостана. Современным ученым удалось доказать наличие в этом кисломолочном продукте природных антибиотиков и обосновать эффективность лечения кумысом. Хорошим лечебным средством считался напиток типа кумыса, приготовленный из козьего молока.

Высушенный сыр — корот, разведенный бульоном, у башкир применяли при простуде как потогонное средство, при жидком стуле у детей, для возбуждения аппетита при тошноте, при укусе змеи и, как уже отмечалось, в повивальном деле. К долго незаживающим ранам привязывали плесень, собранную с поверхности эркета — заготовки для сыра или теплый густой творог. Для лечения бронхитов и пневмоний принимали внутрь сало животных, особо ценился медвежий и барсучий жир. В перетопленном виде он мог храниться в темном прохладном месте. При необходимости им растирали спину и грудь, небольшое количество горячего растопленного жира принимали внутрь. Медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы и т.д.

Широко использовалась желчь животных. Считалось, что особой целебной силой обладает медвежья желчь. Ею натирали больную поясницу и суставы при ревматизме. Способ приготовления лекарства из медвежьей желчи описан у этнографа XIX в. Н. Казанцева: «Башкиры вырезали вместе с желчью желчный пузырь медведя и вывешивали его для копчения в дымовую трубу. При необходимости от него отрезали небольшие кусочки и принимали внутрь при боли в желудке».

Ценился и считался целебным бульон из баранины и козлятины. Его рекомендовали людям с ослабленным организмом, роженицам, детям и пожилым. Еще большим лечебным эффектом, по мнению башкир, обладал наваристый бульон с разведенным в нем коротом. Считалось, что это средство помогает при малокровии и простуде. Действительно, горячий бульон вызывал обильное потоотделение и успокаивал лихорадку.

Для снятия головной боли к наиболее болезненному месту прикладывали нутряное куриное сало или смазывали его топленым (сливочным) маслом. Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша, высушенная и измельченная в порошок слизистая оболочка желудка кур была средством лечения желчно-каменной болезни и гастрита. Сибирскую язву лечили, прикладывая к больному месту легкое, вынутое из зарезанного козленка. С помощью гусиного или конского сала зимой защищали лицо детей от мороза и ветра.

Дикорастущие съедобные травы, появляющиеся весной: борщевик, кислица, дикий лук и чеснок, щавель, крапива и др., а также березовый сок, который пили башкиры, восполняли недостаток витаминов в организме. В осенне-зимний период от гиповитаминоза башкир спасала мясо-молочная пища. Известен факт, что среди коренного населения края в предыдущие века заболеваемость цингой встречалась очень редко. Для профилактики авитаминоза башкиры употребляли зелень озимых хлебов. Несмотря на то, что в пищевой рацион башкир овощи проникли довольно поздно (в некоторых районах только во второй половине ХХ в.), уже в XIX в. они довольно успешно использовали их при лечении некоторых заболеваний.

Особое место в народной медицине башкир занимает мед. Компрессы из меда применялись для лечения ран, фурункулов и т.д. Разведенный в воде мед помогал от головной боли, бессонницы, повышал иммунитет. Гипервозбудимым детям на ночь давали медовый раствор (1 ч.ложка меда на стакан воды). Известны случаи лечения ожирения с помощью меда. При сильном кашле к груди и спине прикладывались медовые компрессы.

У башкир нередко предпринимались попытки лечения «подобного подобным» (так называемая сигнатура). Например, человеку со слабым слухом рекомендовали есть уши животного; сердце крупного животного употребляли в пищу, веря, что будут иметь храброе и здоровое сердце. Желтуху старались лечить преимущественно растениями и продуктами, имеющими желтый цвет — яичным желтком, рыбой желтоватого цвета (щука, карась), отваром зверобоя или лепестков подсолнечника; краснуху — красными продуктами (ягодами) и т.д. Описанные способы лечения основывались, в первую очередь, на самовнушении и не имели под собой практической основы.

Пищевые продукты широко использовались в гигиенических и косметических целях. Для укрепления волос их мыли катыком, яичным белком или желтком; иногда готовили специальное моющее средство: в пахту, оставшуюся от приготовления творога, опускали яйцо, а после того, как оно полностью растворялось, этим составом мыли голову. Для того, чтобы кожа на всем теле была здоровой и чистой, в бане обмазывались медом или топленым маслом, а затем, пропотев, смывали их с себя и парились.

Для укрепления десен и зубов дети жевали перетопленную смолу хвойных деревьев или специальным образом приготовленную жвачку из бересты. Для профилактики кариеса детей заставляли чистить зубы солью или древесным углем. Для того, чтобы зубы и кости детей были крепкими и в организме не было дефицита кальция, детям и беременным женщинам давали измельченную яичную скорлупу или глину.

Описанными способами лечения башкирская народная медицина далеко не исчерпывается. В памяти народа хранится еще множество способов лечения различных заболеваний, начиная от простуды и до тяжелых раковых заболеваний. Секреты изготовления некоторых снадобий бережно передаются из поколения в поколение.

Народная медицина в целом, а также применение в ней пищевых продуктов — это та база, на основе которой сформировалась научная медицина. В настоящее время не уменьшается интерес к народным способам лечения, так как в их основе лежат натуральные продукты. Официальная медицина не только подтвердила и обосновала целесообразность использования многих из них, но и сохранила их в своем арсенале.

Башкирская народная медицина

[email protected]

Подробности Просмотров: 1848

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА, совокупность накопленных народом в процессе ист. развития эмпирич. знаний о целит. средствах, лечебных и гигиенич. приёмах и навыках, их применение для профилактики и лечения заболеваний.

Н.м. башкир была обусловлена природно-климатич. особенностями Башкортостана, традиц. формами хозяйства и верованиями (см. Верования доисламские). Знание Н.м. передавалось из поколения в поколение. Целителями (табип), как правило, становились травники (үлән белгес), костоправы (быуын ултыртыусы), повивальные бабки (кендек инәһе), знахари, заклинатели (имсе) и др. Лечение сопровождалось проведением целит. обрядов, чтением заговоров, заклинаний (им-том), молитв; особое значение придавалось обряду кот койоу.

В Н.м. широко применялись лекарственные растения (ок. 100 видов) в виде отваров, настоев, настоек, соков и др.; средства животного происхождения: желчь, мёд, нутряной жир (конский, медвежий, барсучий, гусиный, бараний), прополис и др.; разл. минералы и природные в-ва: сера, квасцы, медный купорос, глина, мел, ил, кальцит, соль, пещерный воздух и др. Для лечения нек-рых заболеваний использовали пиявок (см. Гирудотерапия) и пчёл. Применялись также полезные свойства мясных и молочных продуктов: катыка, корота, кумыса, молока, масла, мясного бульона и др. Использовались разл. виды физиотерапевтич. воздействия: прогревания, ингаляции и массаж в бане, грязелечение, купание в солёных озёрах, натирания, обёртывания, припарки и др. Считалось, что благотворное воздействие на здоровье оказывает народная музыка (узункюй, кыска-кюй и др.).

Сведения о Н.м. башкир имеются в тр. И.И.Георги, И.И.Лепёхина, Д.П.Никольского, П.С.Палласа и др. Известные в Н.м. целебные природные факторы применяются в санаторно-курортных учреждениях респ. (“Красноусольск”, “Якты-Куль”, “Янган-Тау” и др.).

Лит.: Ғүмәров В.З. Башҡорт халыҡ медицинаһы. Өфө, 1991; Никольский Д.П. Башкиры: этнограф. и санитарно-антрополог. исслед. СПб., 1899.

Народная медицина башкир Курганской области тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.07, кандидат исторических наук Минибаева, Заря Ибрагимовна

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Минибаева, Заря Ибрагимовна

Глава 1. Народные представления о болезнях и их причинах.

§ 1. Народная медицинская терминология.

§ 2. Демонологические представления о болезнях.

§ 3. Духовные и физические причины болезней.

Глава 2. Знахари и народная диагностика болезней.

§ 2. Народная диагностика болезней.

§ 3. Пульсовая диагностика.

Глава 3. Народные лечебные средства в комплексе рациональных знаний.

§ 1. Растительные средства лечения болезней.

§ 2. Минеральные средства лечения болезней.

§ 3. Средства лечения животного происхождения.

§ 4. Комплексный метод лечения болезней.

Глава 4. Религиозно-магические способы лечения и предупреждения болезней.

§ 1. Лечебная магия.

§ 5. Мусульманское врачевание.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Народная медицина башкир Курганской области»

Историческая справка. Курганские башкиры — локальная этническая группа, проживающая в Курганской области России, в основном в ее западных, граничащих с Челябинской областью, Альменевском и Сафакулевском районах. В небольшом количестве башкиры расселены также в Щучанском, Шумихинском, Целинном, Кетовском и Катайском сельских районах, городах Кургане и Шадринске . По переписи 2002 г. в Курганской области числилось 15,3 тыс. башкир (1989 г. — 17,5 тыс.), что составляло 1,6 % ее населения. Абсолютное большинство курганских башкир (1989 г. — 91,8 %) проживает в сельской местности1. В настоящее время в Сафакулевском районе насчитывается свыше 7,3 тыс. человек — 43,2 % от общего числа жителей района; в Альменевском районе — более 5,1 тыс. — 33,5 % населения района; в Щучанском районе — свыше 1 тыс. башкир, это составляет примерно 3,9 % населения района; в Кургане — около 600 человек2.

Курганские башкиры проживают в Зауралье на исторических землях л башкир, т.е. занимают часть территории Исторического Башкортостана . Зауральские башкиры расселены не сплошным массивом, а образуют два крупных острова в Челябинской и Курганской областях, окруженных районами преимущественно с русским населением4. Антропологический состав курганских башкир в целом не отличается от всех остальных зауральских башкир, так как их этническую основу составляют те же представители катайскш, табьтскга и айлинских родо-племенных объединений. Антропологические типы занимают промежуточное место между европеоидной

1 Мурзабулатов М.В. Введение // Курганские башкиры. — Уфа: « Гилем » 2002. — С. 3.

2 По материалам Интернета: Курганские башкиры не забывают родной язык, www.vsesmi.ru/news/466092/.

3 Понятие « Исторический Башкортостан », сложившееся в башкирской историографии отражает территорию расселения башкир в первые века пребывания в составе России. Это территория от среднего течения и , верховьев Тобола до Волги в районе Саратова и Самары, от реки Илек и Яик (Урал) до среднего течения Камы и низовьев Сылвы. В настоящее время на землях Исторического Башкортостана расположены полностью Республика Башкортостан, Оренбургская, Челябинская, Курганская области, частично — некоторые районы Пермской, Самарской, Саратовской, Свердловской области и Республики Татарстан [История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. — Уфа: « Китап », 2004. — Т. 1. История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в. / И.Г. Акманов (отв. ред.). — С. 3, 111].

4 КузеевР.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры ( этнографический очерк быта и культуры конца XIX-XX вв.)//Археология « этнография Башкирии: В 5 т.-Уфа: БФАН СССР, 1962.-Т. 1.-С. 171. и монголоидной большими расами (южносибирский, субуральский, памиро-ферганский, понтийский , светлый европеоидный)5. Народно-разговорный язык курганских башкир относится к ялан-катайскому подговору аргаяшского говора восточного диалекта башкирского языка, который сложился и развивался в Западной Сибири в условиях изоляции от литературного языка6. Курганские башкиры исповедуют ислам суннитского направления.

Актуальность темы. Диссертационное исследование посвящено народной медицине курганских башкир. Эта сфера народных знаний, включающая в себя народные представления о причине и сущности болезней, народную диагностику, целительские средства, лечебную магию и мусульманское врачевание, до сих пор тема не была предметом специального изучения.

Актуальность этнографического изучения народной медицины обуславливается, с одной стороны, усилением процессов размывания специфических особенностей традиционной культуры башкир, и, соответственно, необходимостью скорейшей фиксации уникальных знаний. С другой стороны, налицо возрастание общественного и научного интереса к народной медицине, обнаруживающего ее большой практический потенциал и возможности органического включения ее элементов в профессиональную область.

Курганские башкиры, несколько обособленно расселенные от основного этнического массива, дольше сохраняли специфические черты традиционной башкирской культуры, обладающие также и региональными особенностями. Кроме того, длительное взаимное общение этой группы башкир с другими тюркоязычными народами позволяют провести любопытные этнографические параллели в области народного врачевания, выявить универсальные культурные механизмы.

5 Юсупов P.M. Антропологический состав и расогенез // Курганские башкиры.- С. 38

6 Мурзабулатов М.В. Введение // Курганские башкиры.- С. 4

Объектом исследования диссертационной работы являются башкиры, проживающие в Сафакулевском (дд. Абултаево, Азналино, Бакаево, Белое Озеро, Большое Султаново, Боровичи, Калмык-Абдрашево, Мурзабаево, Сарт-Абдрашево, Сафакулево , Сулейманово), Алъменевском (дд. Бухарово, Подъясово, Танрыкулево, Юламаново), Щучанском районах (д. Арасланово) Курганской области (прил. I, рис. 1.1-3).

Предметом исследования является народная медицина курганских башкир.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX — начало XXI в.

Цель диссертационной работы заключается в составлении комплексной историко-этнографической характеристики народной медицины курганских башкир.

— выявление и описание народных представлений о болезнях и причинах их возникновения;

— классификация основных типов башкирских знахарей ; ^

— характеристика способов народной диагностики болезней;

— рассмотрение народных лечебных средств в комплексе рациональных знаний;

— определение религиозно-магических способов лечения и предупреждения болезней;

— сравнительный анализ медицинских знаний курганских башкир и некоторых тюркских народов Средней Азии, Казахстана и Сибири.

Методология и методика исследования. Теоретико-методологической базой исследования явились труды отечественных ученых С.А. Токарева , Ю.В. Бромлея, М.Д. Торэн, В.И. Харитоновой , С.Г. Аршба, И.В. Ильиной, А.Р. т

Сабирова, Л.М. Кадыровой и др. Для достижения цели и решения

7 Токарев С.А. Ранние формы религии. — М.: Политиздат, 1990 — 622 е.; Бро.шей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографии // Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории. — М.: Наука, 1981. — С. 211-232; Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотератия. — СПб.: « Литера », 1996.-496 е.;Харитонова В.И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство. — М.: ИЭА РАН, 1995.

— 204 с; Аршба С.Г. Народная медицина абхазов. — М.: ИЭА РАН , 2007. — 208 е.; Ильина И.В. Традиционная медицинская культура народов Европейского Северо-Востока. — Сыктывкар: ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, 2008.-236 поставленных задач в диссертации применялся комплексный подход, который позволил значительно расширить и углубить исследование народных медицинских знаний курганских башкир. Основными методами исследования явились этнографическое описание и сравнительно-исторический анализ, что позволило выявить в народной медицине курганских башкир общетюркские черты и локальные особенности. Кроме того, в работе был использован метод исторической реконструкции, системный и типологический методы. Полевые исследования проводились на основе качественной методологии (наблюдение, устный опрос, включенное наблюдение).

Основными источниками данного исследования явились полевые этнографические материалы (аудио-, видеозаписи, фотографии) автора, собранные в 1997 и 2003 гг. В работе также использованы фольклорные и лингвистические материалы.

Степень изученности проблемы. Наиболее ранние сведения о народной медицине башкирского народа содержатся в трудах известных ученых-путешественников XVIII — XIX вв. И.Г. Георги (1799), И.И. Лепехина (1802) и П.С. Палласа (1809).

И.Г. Георги в «Описаниях всех обитающих в Российском государстве народов.» (1799) рассказывает, что башкиры объясняли появление некоторых болезней, таких как « припадки от маточных болезней и тоски » — вселением беса в человека. При этом изгнание беса из тела больного считалось наилучшим способом исцеления. Этой процедурой занимались специальные люди -« бесогонители », башкиры называли их « шайтан курязя ». Помимо бесогонителей, лечением некоторых припадочных болезней беременных женщин, занимались и муллы 8. е.; Сабиров А.Р. Исламские традиции и здоровье: Историко-этнографический обзор здравоохранительных традиций татар (ХУв. — начало XX в.); Кадырова Л.М. Народные медицинские знания сибирских татар Омского прииртышья . — Омск: Изд-во МИНСП, 2008. — 113 с.

Читайте так же:  Параректальный свищ народное лечение

8 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей . — СПб., 1799. -4.2.-С. 107-108.

По рассказам И.И. Лепехина в «Дневных записях.» (1802) шайтан курязя (чертовидец) у башкир «в отменном почтении, да и редки бывают; иногда за ними ездят верст сот по пяти и более»9.

По сообщениям И.Г. Георги и И.И. Лепехина , башкиры широко применяли можжевельник (артыги) в качестве отгоняющего средства всех злых духов, и предохраняющего от всяких волшебных наговоров, притом артыги брали на горе каким-нибудь обетом10. П.С. Паллас в «Путешествии по разным провинциям Российской империи » (1809) отмечал, что башкиры употребляют это растение для окуривания больных детей и в качестве оберега жилища от чародеев11.

П. Небольсин в своих « Рассказах проезжего » (1854) сообщает, что башкиры излечивали некоторые болезни способом жертвоприношения черным духам кара персе, т.е. умилостивляли « черных духов » кровавою жертвою, и исключительно одними только черными баранами12.

В «Описаниях башкирцев » И.М. Казанцева (1866) башкиры Оренбургского края медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы, а при слабости желудка применяли внутрь высушенный медвежий желчный пузырь13.

В целом, ранние опубликованные источники содержат лишь отрывочные и случайные сведения о башкирской медицине. Однако к концу XIX столетия изучение традиционной медицины башкир заметно активизировалось, что было связано с деятельностью в губерниях обществ врачей. Собранные земскими врачами этнографические материалы послужили хорошим основанием для дальнейшего развития изучения научной медицины. Например, В.А. Арнольдов — член общества врачей при Императорском Казанском университете, заведовавший в 1888-1891 гг. III медицинским участком Стерлитамакского уезда и проживавший среди башкир в Азнаевской волости (ныне Бижбулякский

9 Лепехин И.И. Дневные записи путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. — СПб., 1802. -Ч. 2.-С. 73-75.

10 Георги И.Г. Описание всех. — С. 19; Лепехин И.И. Дневные записи. — С. 33-34, 91,95.

11 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. — СПб., 1809. — Кн. 1.4. 1. — С. 655.

12 Небольсин П. Башкиры // Рассказы проезжего Павла Небольсина. — СПб., 1854. — С. 267.

13 Казанцев И.М. Описание башкирцев. — СПб., 1866. — С. 52. район Республики Башкортостан) в своей работе «Санитарно-бытовые очерки жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда» (1894) писал, что «в башкирской народной медицине существуют приемы лечения лихорадки и горячки, заговоры при укусе змеи, нашептывания над луком при существовании различного рода серьезных внутренних болезней; в тяжелых и опасных случаях приглашаются муллы для чтения над больными Аль-Корана. При панарициях прикладывают сало со змеиной шкурой. При ревматизме суставов обертывают их в баранью шкуру. При цинге едят редьку, вареный картофель и им же обкладывают ноги. В качестве потогонного употребляют душицу, при острых и хронических бронхитах — крепкую водку от 2 до 5 капель; при сифилисе — отвары сарсапарели и сулему; при лихорадке — отвар полыни. При невралгиях седалищного нерва обкладывают больную конечность запаренной теплой травой аю купшгй (« дягиль лекарственный »). Катаральные конъюнктивы лечат примочками из квасцов»14.

Ценные материалы по народной медицине башкир представлены в трудах Д.П. Никольского , земского врача Екатеринбургского уезда Пермской губернии , члена Уральского медицинского общества. В написанной им докторской работе «Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование» (1899), рассказывается о народной медицине башкир, проживающих в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии и Екатеринбургском уезде Пермской губернии. Д.П. Никольский отмечает, что народная медицина башкир выросла на почве древних верований. По представлениям башкир, все болезни происходят от 3-х причин: 1) от колдовства врага, 2) от гнева каких-то существ, местопребыванием которых служат реки, леса, высокие горы, ущелья и т.п. 3) от власти злых духов, которые являются мстителями за совершенные грехи. Башкиры считали виновником происхождения болезней чаще всего злого духа (шайтана). Для его

14 Арнольдов В.А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда // Дневник общества врачей при Казанском университете. — Казань, 1894. — С. 227, 242. изгнания приглашалась старуха-знахарка, вооруженная саблею или каким-нибудь другим оружием.

По словам Д.П. Никольского , главными врачевателями, или скорее всего знахарями , являлись муллы, врачебные познания которых были заимствованы из арабских лечебников и Корана. Муллы выписывали молитвы чернилами на тарелке или чайном блюдечке, затем смывали надпись водой и давали отпить больному. Такой способ лечения практиковался при тифе (горячей болезни, по выражению башкир), трудных родах и нервных заболеваниях. Особое значение Д.П. Никольский придавал народному лечению женских болезней, ран и нарывов. Он отмечал, что при лихорадке больному готовили особый настой в составе которого был и кумыс, мед и изюм. Чахотку в Верхнеуральском уезде лечили « дорогой травой » (сарсапарель) с кумысом. При переломах костей и вывихах суставов для лечения приглашались костоправы 15.

Применительно к началу XX в. некоторая информация о традиционной медицине башкир содержится в « Башкирских мифологических рассказах » А. Алимгулова (1915), где автор пишет о подмене ребенка джиннами , снятии порчи (бузум эше) с помощью куриного яйца и лечебным приемом « ергэ салу » (« передать в землю »)16.

Значительный вклад в изучение традиционной медицины башкир внес выдающийся ученый С.И. Руденко. В монографии « Башкиры » (1925; 1955) он рассматривал народные представления башкир о происхождении заболеваний (действие духов, сглаз , порча, наступление на нечистое место); охарактеризовал сущности болезней и их способы лечения (испуг, бесплодие, лихорадка, грыжа, подмена детей духами); выявил обереги (медвежий клык, ноготь, гусиный пух, белые раковины, перламутровые пуговицы, молитвы из « Корана »); выделил типы знахарей (волшебники — сихырсы, ворожеи — багыусы, старуха лекарь -осоксо, знахарка — имсе и мулла ); описал оразличные способы лечения

15 Никольский ДП. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. — СПб., 1899. -С. 117-121.

16 Алимгулов А. Башкирские мифологические рассказы // Вестник Оренбургского учебного округа — 1915.-№ 3. болезней (отливание души, окуривание, жертвоприношение , умилостивление

17 духов из тела больного, переселение болезни на куклы и перекресток) и т.д .

Из статьи Ф.Ф. Илимбетова « Культ волка у башкир » (1971) мы узнаем о применении башкирами различных частей тела волка при лихорадке, бешенстве, холере, краснухе, кашле, нарыве, сглазе , бесплодии и других болезнях, а также при подмене детей. Работа была написана на основе полевых

18 материалов автора .

Большую ценность для этнографической науки представляет монография врача В.З. Гумарова « Башкирская народная медицина », вышедшая 1985 году. В этой работе автор пишет, что по народным представлениям курганских башкир будер — это особое мифическое живое существо, которое имеется у каждого человека в области пупка. Его перемещения в брюшной области, главным образом по желудочно-кишечному тракту, обусловливают различные болезненные расстройства. «Одна из женщин-информаторов (65-ти лет из Курганской области) утверждала, что видела будер, выпавший из женских гениталий. По ее словам, будер — белого цвета комочек размером с 3-5-ти копеечную монету , снабжен коготками»19.

Значительный интерес представляют словари В.З. Гумарова (1981, 1990), а также статьи, посвященные лечебным средствам животного происхождения

1978), народной гигиене и охране здоровья детей (1980), эмпирической о физиотерапии (1984) и др.*» .

17 Руденко С.И. Башкиры. -М.-Л.: АН СССР , 1955. — С. 314-327.

18 Илгшбетов .Ф. Культ волка у башкир // Археология и этнография Башкирии: В 5 т. — Уфа: БФАН СССР, 1971.-Т. IV. — С. 224-227.

19 Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. — С. 23.

20 Гумаров В.З. Башкирско-русский словарь анатомии и физиологии человека. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981; Он же. Краткий русско-башкирский словарь медико-гигиенических терминов. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990; Он же. Лечебные средства животного происхождения в башкирской народной медицине // Этнография Башкирии . -Уфа: БФАН СССР, 1976. — С. 139-147; Он же. Народная гигиена башкир и охрана здоровья детей И Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. — Уфа: БФАН СССР, 1980. — С. 129-134; Он же. Эмпирическая физиотерапия башкир // Исследования по исторической этнографии Башкирии. — Уфа: БФАН СССР, 1984. — С. 131-136;Гумэров В.З. Баигкорт хальгк медицина!гы // Ватандаш.-0фе, 1997.-№2,- 188-194 бб. и

В 1991 году вышла в свет книга Н.В. Бикбулатова , Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир. XIX-XX вв.», где затрагиваются вопросы лечения детских и женских болезней .

В 2000 году была издана монография Л.И. Никоновой «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения», в которой впервые сделана попытка обобщить опыт тюркской народной медицины (татар, башкир, чуваш ) .

В монографии А.Ф. Илимбетовой, Ф.Ф. Илимбетова « Культ животных у башкир: история и современность » (2009) содержится этнографический материал о народной медицине башкир в контексте их религиозно

23 мифологических представлений .

Сведения о традиционной медицине башкир имеются также в работах фольклористов, языковедов, литераторов и ботаников: А.Н. Киреева , Г.С. Амантаева, А.Г. Бессонова, Н. Тагирова, Н.Д. Шункарова , A.M. Сулейманова, Б.С. Баимова, P.A. Султангареевой , Ф.Г. Хисамитдиновой, Р.Н. Каримовой, Г.Р. Батыршиной , Е.В. Кучерова, Р.Б. Ахметова и др.

Вместе с тем, авторы указанных работ рассматривали народную башкирскую медицину либо в контексте возможного рационального, использования (труды земских врачей), либо в контексте мифологических представлений (филологи и фольклористы) или же ограничивались описанием отдельных моментов врачевания (довольно редкие работы этнографов). Кроме того, народная медицина именно курганской группы башкир оказалась практически вне поля зрения исследователей всех областей. Следовательно, необходимость ее комплексного этнографического описания представляется вполне назревшей. Следует отметить, что некоторые шаги в этом направлении были уже сделаны автором диссертации24.

21 Бикбулатов Н.В. Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир (XIX-XX вв.). — М.: Наука, 1991. — 188 с.

22 Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. — Рузаевка, 2000. — 156 с.

23 Илимбетова А. Ф„ Илимбетов Ф. Ф. Культ животных у башкир: история и современность. — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009.-306 с.

24 Минибаева З.И. Традиционные способы лечения у башкир Курганской области // Тезисы докладов IV Конгресса этнографов и антропологов России — М., 2001. — С. 158-159; Она же. Традиционная медицина//

Научная новизна исследования:

— проведено первое ареальное и сравнительно-историческое исследование народной медицины башкир, которое способствует выявлению этнической самобытности и раскрытию культурных взаимодействий башкир с другими тюркскими народами в области народного врачевания;

— введен в научный оборот обширный полевой этнографический материал;

— исследованы не рассматривавшиеся ранее методы диагностики (по биению пульса), которые свидетельствуют о древнейших этнокультурных контактах региона с народами Востока;

— впервые детально описано башкирское мусульманское врачевание.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве сравнительного материала при написании научных монографий, статей и публикаций, посвященных проблемам народной медицины других этносов. Они могут найти применение в образовательном процессе при разработке лекционных курсов и учебных пособий по истории, этнографии, краеведению, истории медицины. Кроме того, народный опыт врачевания может иметь и практическое значение для современной профессиональной медицины.

Курганские башкиры: историко-этнографические очерки. — Уфа: « Гилем », 2002. — С. 159-214 (С нотным приложением лечебных заговоров на 17 листах); Она же. Дауалау йолалары // Курган баигкорттары: тарихи-этнографик очерктар. — 0фо: « Гилем », 2004. — 172-223 бб. (На башк.яз.); Она же. Пульсовая диагностика болезней в народной медицине башкир Курганской области // Материалы Международной научно-практической конференции. — Уфа: « Гилем », 2007. — С. 145-147; Она же. Лечебные заговоры в народной медицине курганских башкир и алтайских народов // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы Всероссийской тюркологической конференции. — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008. — С. 149-153; Она же. Лечение кожных болезней в народной медицине башкир Курганской области // Тезисы докладов VIII Конгресса этнографов и антропологов России — Оренбург: « ОГАУ », 2009. — С. 386; Она же. Использование белены в народной медицине курганских башкир и лечебной практике Авиценны // Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. — С. 72-74; Она же. Народная медицинская терминология у башкир Курганской области // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы IV Всероссийской научной конференции. — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. — С. 197-200; Она же. Мусульманская медицина у башкир Курганской области // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Сборник материалов IV Международного симпозиума — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. — С. 94-97; Юсупов P.M., Минибаева З.И. Народные представления о болезнях у башкир Курганской области // Г.Н. Потанин и народы Алтае-Саянского горного региона: через поколения в будущее. — Горно-Алтайск, 2005. — С. 185-189; Они же. Народные представления о болезнях и причинах их возникновения у башкир Курганской области // Этнос. Общество. Цивилизация. Материалы Международной научно-практической конференции-Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006.-С. 195-202.

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Минибаева, Заря Ибрагимовна

Настоящее диссертационное исследование посвящено народной медицине башкир , проживающих в Курганской области. Выбор данного региона был неслучайным, курганские башкиры , проживающие долгие годы в полиэтничной среде, сумели сохранить народные медицинские знания, а также свою этническую самобытность. Народная медицина курганских башкир, как и любого этноса, имеет многовековую традицию, истоки которой восходят к глубокой древности .

На основе анализа целого пласта полевого материала автором реконструирована система народной медицины башкирского народа на примере одной из локальных групп. Впервые обращено внимание на ряд аспектов (религиозный, нормативный) традиционного и современного быта башкир, связанных с практикой народного врачевания.

Демонологические представления об этиологии заболеваний у курганских башкир связаны с воздействием различных болезнетворных духов: антропоморфных, зооморфных и др.; иногда эти представления переплетаются с мусульманской мифологией. Возникновению многих болезней способствуют также различные духовные и физические причины. От состояния души и сердца человека зависит его здоровье, а нарушение общепринятых норм и правил поведения может привести к душевным недугам или физическим болезням. В традиционных нормах, обычаях и обрядах запрещается все то, что вредит здоровью, поощряется здоровый образ жизни. На сохранение здоровья направлены особые запреты и приметы, в основе которых лежит многовековый опыт предотвращения болезней.

Из классификации знахарей следует, что в традиционной культуре курганских башкир, люди, обладающие целительскими способностями, наделяются множеством функций и должны обладать определенным набором качеств, которые либо передаются по наследству или получаются от духов, либо раскрываются в человеке неожиданным образом вследствие какого-то события (летаргического сна, болезни, видения и т. д.). Народные медицинские знания по традиции передаются из поколения в поколение, их источником служит эмпирический опыт.

Народная диагностика у курганских башкир тесно связана с представлениями о происхождении заболеваний. Болезни, появившиеся под воздействием сверхъестественных сил, распознаются с помощью магии. Диагностика многих болезней определяется по различным симптомам и внешним признакам больного. Пульсовая диагностика, являющаяся одним из древнейших методов распознания болезней, известна и курганским башкирам , что свидетельствует о наличии у них в далеком прошлом этнокультурных контактов с народами Востока.

В народной медицине курганских башкир широко распространено рациональное использование лечебных средств растительного, минерального и животного происхождения, определяемых с окружающей географической средой и особенностями хозяйственной деятельности населения. У курганских-башкир сохранились уникальные рецепты по составлению лечебных мазей, смесей и настоек. Также широко распространено применение в лечебной практике комплексных методов.

Согласно традиционным взглядам о природе болезней у курганских башкир существует вера в возможность излечения религиозно-магическими способами. Лечебная магия широко представлена в общеизвестных типах: парциальной (завязывание узлов на нитке), катартической (изгнание, переселение болезней, снятие сглаза), контактной (похлопывание сердца), имитативной (очерчивание, разрезание, укалывание), вербальной ( заговоры , молитвы) и апотропеической (обереги). Лечебные заговоры являются основным компонентом магических обрядов. Заговоры, сопровождающие магические приемы, усиливает веру в магическую силу слова и действия в процессе обрядового лечения. Несмотря на влияние ислама, до настоящего времени лечебные заговоры сохранили свою целостность, мелодичность, ритм и рифму, они также могут играть роль самостоятельных лечебных средств. По народным представлениям, посредством магических действий и заговоров можно вылечить болезни или переселить их на другие объекты. Окуривание, являющееся одним из древнейшим магических ритуалов, не утратило своего значения в лечебно-очистительной магии у курганских башкир и в наше время. Предохранительная магия занимает особое место в быту. Используются обереги природного происхождения (обереги-растения или минералы), связанные с хозяйственной деятельностью (охотой, рыболовством, животноводством, земледелием) и семейно-бытовой обрядностью . Роль оберега играет и традиционная одежда.

Читайте так же:  Лечебные свойства углеводов

Сравнительный анализ народных медицинских терминологий показывает сохранение древнетюркской основы в традиционном врачевании курганских башкир. Распространение ислама среди башкир способствовало проникновению арабской терминологии в народную медицину и слиянию традиционных способов лечения болезней с методами мусульманского врачевания.

Таким образом, народная медицина башкир Курганской области сохранила свою этническую самобытность. Сравнительные материалы по другим народам свидетельствуют о древних исторических этнокультурных контактах башкир с тюркскими народами Средней Азии, Казахстана и Сибири .

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Минибаева, Заря Ибрагимовна, 2011 год

1. Абрамзон С.М. Рождение и детство Киргизского ребенка (из обычаев и обрядов Тянынанских киргизов ) // Сборник Музея антропологии и этнографии . — М.-Л.: Наука, 1949. -Т. X1.. — С. 78-139.

2. Авиценна. Канон врачебной науки. Минск: « Попурри », 2000. -448 с.

3. Алексеев Н.А. Общее в ранних формах религии якутов и тувинцев // Этнография народов Алтая и Западной Сибири . Новосибирск, 1978. — С. 199-220.

4. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1980. 318 с.

5. Али-Заде А. Исламский энциклопедический словарь. М.: « Ансар », 2007. — 400 с.

6. Алимгулов А. Башкирские мифологические рассказы // Вестник Оренбургского учебного округа. -1915. — №3. — С. 210-213.

7. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Кур’ан аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке / Пер. с араб. (I изд.). Казань, 2001.-639 с.

8. Арабско-русский словарь. М., 1976.

9. Арнольдов В. А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда // Дневник общества врачей при Казанском университете. Казань, 1894. — С. 227-244.

10. Аршба С.Г. Народная медицина абхазов. М.: ИЭА РАН, 2007. — 208 с.

11. Асеева Т.А., Блинова К.Ф., Яковлев Г.П. Лекарственные растения тибетской медицины. Новосибирск: Наука, 1985. — 160 с.

12. И.Ахмад X. Сакр. Джинны / Пер. с англ. СПб.: «Диля», 2007. — 192 с.

13. ХЪ.Ахметов Р.Б. Одолень-трава. — Уфа: « Китап », 1997. 432 с.

14. Ахметова Ш.К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 2002. — 104 с.

15. Баранов Х.К Большой арабско-русский словарь: В 2 т. 11-е изд., стереотип. — М.: « Живой язык », 2006. — Т. 2. — 480 с.

16. Бартольд В.В. Сочинения. М.: Наука, 1968. — Т. 5. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов — 757 с.

17. Басилов В.Н. Ислам у казахов (до 1917 г.). М.: Наука, 1997. — 161 с.

18. Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992.-328 с.

19. Бнкбулатов Н.В. Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир (Х1Х-ХХ вв.). -М.: Наука, 1991.- 188 с.

20. Бромлей Ю. В. Народная медицина как предмет этнографии // Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории. М.: Наука, 1981.-С. 211-232.21 . Бутанаев В.Я Культ огня у хакасов // Этнографическое обозрение. М., 1998. -№3.- С. 25-35.

21. Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988. — С. 206-221.

22. Валеев Ф. Т. Алтайские этнические элементы у западносибирских татар // Этнография народов Алтая и Зап. Сибири. Новосибирск: Наука, 1978. -С. 104-122.

23. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1993.-208 с.

24. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы: Сб. этнограф, ст. и исслед. М., 1893.-221 с.

25. Вероубеждение последователей «Ахли Суннат уаль Джамагат ». Уфа, 2005. — 126 с.

26. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей . СПб., 1799. — Ч. 1 — 76 с.;Ч. 2.-178 с.

27. Т&.Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. Уфа: Башкир, кн. изд-во, 1985.- 144 с.

28. Гумаров В.З. Башкирско-русский словарь анатомии и физиологии человека. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981. — 132 с.

29. Гумаров В.З. Краткий русско-башкирский словарь медико-гигиенических терминов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. -272 с.

30. Гумаров В.З. Лечебные средства животного происхождения в башкирской народной медицине // Этнография Башкирии . — Уфа.: БФАН СССР, — 1976.-С. 139-147.

31. Гумаров В.З. Народная гигиена башкир и охрана здоровья детей // Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир — Уфа: БФАН СССР, 1980.-С. 129-134.

32. ЪЪ.Гумаров В.З. Эмпирическая физиотерапия башкир // Исследования по исторической этнографии Башкирии. Уфа: БФАН СССР , 1984. — С. 131— 136.

33. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. — 715 с.35 . Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988. -152-185.

34. Ъв.ЕрназаровЖ.Т. Семейная обрядность казахов: символ и ритуал. — Алматы: Центр ист. и археол ., 2003. 200 с.

35. Ибн Кайим Алъ-Джаузия Ибрахим Малик. Пророческая медицина / Пер. с араб, с коммент. и ред-ие Казань: «Идел-Пресс», 2006. — 368 с.

36. ЪЪ.Ибн Сино. Канон врачебной науки: в 10 т. Ташкент: Изд-во мед. лит. им. Абу Али Ибн Сино, 1996. — Т. 1. — 3-е изд. — 544 с.

37. Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных у башкир: история и современность. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. — 306 с.

38. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир // Археология и этнография Башкирии: В 5 т. Уфа: БФАН СССР, 1971. — Т. 4. — С. 224-228.

39. Ильина И.В. Традиционная медицинская культура народов Европейского Северо-Востока.- Сыктывкар: ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, 2008. 236 с.

40. Ислам на территории бывшей Российской империи . Энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров.— М.: « Восточная литература » РАН , 1991.-Вып. 1.-159 с.

41. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. -Уфа: « Китап », 2004. — Т. 1. История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в. /. И.Г. Акманов (отв. ред).- 486 с.

42. Кадырова JI.M. К вопросу о функционировании и системности народных медицинских знаний аялынских групп татар Омской области // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. -Новосибирск: Наука, 1999. Т. 4. — С. 195-208.

43. Кадырова Л.М. Народные медицинские знания сибирских татар Омского прииртышья . Омск: « МИНСП », 2008. — 113 с.

44. Казанцев И.М. Описание Башкирцев. СПб., 1866. — 97 с.

45. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры (этнографический очерк быта и культуры конца XIX начала XX вв.) // Археология и этнография Башкирии: В 5 т. — Уфа: БФАН СССР, 1962. -T. 1.-С. 171-267.

46. Лепехин И.И. Дневные записи путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. СПб., 1802. — Ч. 2. — 338 с.

47. Логвинов B.C. Предисловие // Пульсовая диагностика тибетской медицины. Новосибирск: Наука, 1988. — С. 3-6.

48. Марчукова С. Медицина в зеркале истории. — СПб.: « Европейский дом » 2003.-272 с.

49. Минибаева З.И. Народные поверья у башкир как историко-этнографический источник // II международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докл. и сообщ. (Уфа, 1—5 июля 1997 г.): В 2 частях. Уфа: Восточный университет, 1997. — Ч. 2. — С. 78-79.

50. Минибаева З.И. Традиционное врачевание у башкир // Евразийство: историко-культурное наследие и перспектива развития. Тезисы докладов международной научной конференции (Уфа, 14-15 сентября 2000 г.) -Уфа: Восточный университет, 2000. С. 96-97.

51. Минибаева З.И. Традиционные способы лечения у башкир Курганской области // IV конгресс этнографов и антропологов России (Нальчик, 2023 сентября 2001 г.). Тезисы докладов. М., 2001. — С. 158-159.

52. Минибаева З.И. Традиционная медицина // Курганские башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: « Гилем », 2002. — С. 153-214.

53. Минибаева З.И. Мусульманская медицина на Южном Урале // V конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 6-14 июня 2003 г.). Тезисы докладов. -М., 2003. С. 241.

54. Минибаева З.И. Общие черты в народной медицине и алтайцев // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы всероссийской научной конференции (Уфа, 1-5 июня 2005 г.). Уфа: « Гилем », 2005. — С. 378381.

55. Минибаева З.И. Башкирские целители в видеоматериалах // VI конгресс этнографов и антропологов России (Санкт-Петербург, 28 июня-2 июля 2005 г.). Тезисы докладов. СПб.: МАЭ РАН, 2005. — С. 386.

56. Минибаева З.И. О посохе мусульманских святых у башкир // Материальная культура башкир и народов Урало-Повожья: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (Уфа, 24 октября 2008 г.) Уфа: « Гилем », 2008. — С. 148-153.

57. ПЪ.Минибаева З.И. Народная медицина башкир Южного Урала и тюркских народов Сибири: общее и особенное // Вестник Челябинского государственного университета. История. Вып. 36. Челябинск: «Два комсомольца », 2009. — № 37 (175). — С. 37-46.

58. Минибаева З.И. Народная медицинская терминология у башкир

59. Курганской области // Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы IV всероссийской научной конференции, посвященной III Всемирному Курултаю башкир. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. — С. 197-200.

60. Мурзабулатов М.В. Введение // Курганские башкиры. Уфа: « Гилем », 2002. — С. 3-9.

61. Народы Средней Азии и Казахстана / Под ред. С.П. Толстого и др. М.: АН СССР.-Т. 1.- 1962.-768 е.; Т. 2.- 1963.-779 с.81 .Небольсин П. Башкиры // Рассказы проезжего Павла Небольсина. СПб., 1854.-С. 240-288.

62. Ш.Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899.-С. 117-121.

63. ЪЪ.Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения — Рузаевка, 2000. 156 с.

64. Нуралеев Ю., Нодиров С. 110 рецептов Авиценны. — СПб., 2000.

65. Осман Нури Топбаш. Тасаввуф от имана к ихсану / Пер. с турец. — М.: «Сад», 2008. 488 с.

66. Еб.Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1809.-Кн. I., Ч. 1 (1768-1769 гг.).-С. 655.

67. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Д.: Наука, 1991.-321 с.

68. Потапов Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. — Новосибирск: Наука, 1978. С. 3-36.

69. Руденко СИ. Башкиры. М.-Л.: АН СССР, 1955. — 394 с.

70. Русско-арабский. Арабско-русский словарь. — М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005. 224 с.

71. Русско-башкирский толковый словарь медицинских терминов: Под-редакцией М.Т. азнабаева. Уфа, ГУП РБ «Уфим. полиграфком.». — Уфа, 2007. — 840 с.

72. Русско-казахский словарь: В 2 т. / Под ред. Г.Г. Мусабаева. Алматы: Гл. редак. Казах , сов. энц-дии, 1978. — Т. 1. (А-О) — 587 е.; Т. 2. (О-Я) — 590 с.

73. Русско-киргизский словарь / Под ред. К.К. Юдахина. М.: Гос. изд-во иностр. и нац-х словарей, 1957. — 991 с.

74. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков (общетюркские и межтюркские основы на гласные). М.: Наука, 1974. -767 с.

75. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов узбеков Хорезма-М.: Наука, 1969.-213 с.

76. Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. -М.: Наука, 1983. 213 с.

77. Стасевич И.В. Баксылык и практика традиционного целительства в современном Казахстане (по материалам Западного Казахстана) //

78. Вопросы истории и археологии Западного Казахстана Уральск: Запад.-Казах. облает, центр истор. и археол., 2008. — Вып. 1. — С. 303-314.

79. Сухарева O.A. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Мусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975.-С. 5-93.

80. Танйа АлХарири-Вендель. Символы ислама / Пер. с нем. — СПб.: «Диля», 2008. 288 с.

81. Татарско-русский словарь / Вед. ред. М.М. Османов . М.: «Сов. энц-я», 1966.-863 с.

82. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. — 576 с.

83. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М.: Политиздат, 1990. 622 с.

84. Торэн M Д. Русская народная медицина и психотератия. СПб.: « Литера », 1996. — 496 с.

85. Туркменско-русский словарь / Под ред. H.A. Баскакова и др. М. «Сов. энц-я», 1968.-832 с.

86. Тюркские народы Сибири / Отв. ред. Д.А. Функ. М. Наука, 2006. -677 с.

87. Узбекско-русский словарь / Под ред. А.К. Боровкина. М.: Гос. изд-во иностр. и нац-х словарей, 1959.-839с.

88. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.: «ACT», 1980. — 784 с.

89. Харитонова В.И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство. Статьи и материалы. М.: ИЭАРАН, 1995.-204 с.

90. Шейх Хакгш Моинуддин Чишти. Суфийское целительство. СПб.: «Диля», 2004. — 256 с.

91. Эпос « Алдар и Зухра » // Башкирское народное творчество / Сост. М.М. Сагитов; отв. ред. Н.Т. Зарипов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. — Т. 1. — С. 335-463.

92. Эпос « Кузыкурпяс и Маянхылу » // Башкирское народное творчество / Сост. М.М. Сагитов’; отв. ред. Н.Т. Зарипов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.-Т. 1.-С. 247-264.

93. Эпос «Куз-Курпяс» (Версия Т. Беляева) // Башкирское народное творчество / Сост. М.М. Сагитов; отв. ред. Н.Т. Зарипов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. — Т. 1. — С. 265-334.

94. Юсупов P.M. Антропологический состав и расогенез // Курганские башкиры. Уфа: « Гилем », 2002. — С. 29-47.

95. Юсупов P.M., Минибаева З.И. Народные представления о болезнях у башкир Курганской области // Г.Н. Потанин и народы Алтае-Саянского горного региона: через поколения в будущее. Горно-Алтайск, 2005. — С. 185-189.

96. Яданова К.В. Вихрь туунек в религиозно-мифологических представлениях теленгитов // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул: АГУ , 2008. № 4-1 (60).

97. Литература на башкирском языке

98. Байымов Б. С. Батссылар ижады // Бацгкорт фольклоры: тикшереу^эр Ьэм материалдар: II сыгарылыш. 0фо: 0FY РФА , 1995. — 28-37 бб.

99. Башкирско-русский словарь / Под ред. З.Г. Ураксина. М.: « Русский язык », 1996.-884 б.

100. Баигкорт теленен, Ьу?леге: Ике томда / З.Г. Ураксин редакцияЬында -М.: « Русский язык », 1993. Т. 1 (А-М.). — 862 б.; Т. 2 (Н-Я). — 815 б.

101. Гумэров В.З. Баигкорт хальгк медицинаЬы // Ватандаш . 0фо, 1997. -№2.- 188-194 бб.

102. Минибаева З.И. Дауалау йолалары // Курган башкорттары: тарихи-этнографик очерктар. бфе: « Гилем », 2004. — 172-223 бб.

103. Русско-башкирский словарь: В 2 т. / Под ред. З.Г. Ураксина. Уфа: Башк. энц-я, 2005. — Т. 1 (А-О). — 808 б.; Т. 2 (П-Я). — 680 б.

104. Свлэймэнов Э.М. Баигкорт халтсынын, им-том Иэм ме^зти йола фольклоры // Бапгкорт фольклоры: тикшереу?эр Иэм материалдар: II сыгарылыш. бфе: 0FY РФА, 1995. — 38-82 бб.

105. Султангареева P.A. Арбау^ар // Баигкорт фольклоры: тикшереу^эр hsM материалдар: V сыгарылыш. 0фо: « Гилем », 2004. — 199-214 бб.

106. Эпос «Ку?эк бей» // Бапгкорт хальгк ижады / То§. М.М. Сэгитов; яуап. мехэр. Э.И. Харисов. 0фе: Баигк. кит. нэшр., 1973. — II китап. — 293320 бб.

107. Эпос «Урал-батыр» // Баигкорт хальгк ижады. ©фе: Башк. кит. нэшр., 1998.-Т. 3.-27-127 бб.

108. Эпос « Биигколон » (« АтсЬагк кола » варианты) // Бацгкорт хальгк ижады / То?. М.М. Сэгитов; яуап. мехэр. О. И. Харисов. Офе: Баигк. кит. нэшр., 1972. -1 китап. — 238-243 бб.

109. Эпос « ТСузыйкурпэс менэн МаянЬылыу » // Бапгкорт хальгк ижады /

110. М.М. Сэгитов; яуап. мехэр. Э.И. Харисов. — Эфе: Баигк. кит. нэшр., 1973. И китап. — 124-141 бб.1. Материалы из Интернета

Башкирская народная медицина