Растительные яды

АКОНИТ, или БОРЕЦ. Относится к роду травянистых многолетних растений семейства лютиковых. Впервые он был использован в медицинских целях в XVIII веке австрийским врачом Штерком. Сегодня аконит применяется в гомеопатии при воспалении легких, горячке и других патологических состояниях. Растение является ядовитым. Если отравление им замечено своевременно, больному нужно дать рвотное средство. Симптомами отравления являются боли и жжение в области рта и языка, усиленное потоотделение, частые позывы на мочеиспускание, тахикардия, расширение зрачков, потемнение в глазах, головная боль, тошнота. По мере интоксикации появляются рвота, желудочные колики, судороги и бред, затем происходит остановка дыхания. Если помощь не была оказана своевременно, отравление заканчивается летальным исходом. Токсичное действие растения связано с содержащимся в нем алкалоидом аконитином, вызывающим судороги и остановку дыхания.

БЕЛЛАДОННА, или КРАСАВКА ОБЫКНОВЕННАЯ. Растение семейства пасленовых. В прошлом женщины закапывали в глаза белладонну, чтобы они приобрели особый блеск, а зрачки расширились. В медицине белладонна используется как спазмолитическое средство. В качестве исходного продукта для изготовления лекарства используются листья растения. Препараты на основе белладонны предотвращают стимулирующее действие ацетилхолина (вещества, принимающего участие в передаче нервного возбуждения в центральной нервной системе, окончаниях парасимпатических и двигательных нервов, вегетативных узлах), снижают секрецию слюнных, слезных, потовых и бронхиальных желез. Прием таких лекарственных средств снижает тонус мышц желудочно-кишечного тракта и протоков желчного пузыря, способствует расширению зрачков, препятствует оттоку внутриглазной жидкости, повышает внутриглазное давление. Препараты на основе белладонны назначают при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, холелитиазе, брадикардии, геморрое и других заболеваниях. Такие средства противопоказаны при гиперчувствительности к их компонентам, глаукоме, гипертрофии предстательной железы. Прием препаратов на основе белладонны может сопровождаться психомоторным возбуждением, фотофобией, атонией кишечника, учащенным сердцебиением, задержкой мочи, сухостью во рту. При легком отравлении белладонной наблюдаются затруднение дыхания и речи, тахикардия, охриплость голоса, расширение зрачков, зрительные галлюцинации, бред. Тяжелое отравление сопровождается судорогами, резким повышением температуры тела, одышкой, цианозом слизистых оболочек, резким снижением артериального давления. Смерть наступает в результате паралича дыхательного центра и сосудистой недостаточности.

БЕЛЕНА ЧЕРНАЯ (БЕШЕНАЯ ТРАВА, БЕШЕННИЦА). Растение семейства пасленовых. Листья и семена растения используются в фармацевтике при лечении судорог, зубной боли, кашля. Алкалоиды, содержащиеся в белене черной, оказывают спазмолитическое действие на гладкую мускулатуру, повышают внутриглазное давление, способствуют расширению зрачков, вызывают паралич аккомодации и тахикардию, воздействуют на центральную нервную систему. В сочетании с мандрагорой, белладонной и дурманом белена черная используется как обезболивающее средство, обладающее психоактивным действием, проявляющимся в эйфории и зрительных галлюцинациях. Даже небольшие дозы белены токсичны. Особую опасность растение представляет для детей, которых может привлечь его яркий внешний вид. Поэтому в населенных пунктах белена уничтожается. Симптомами отравления беленой являются расширение зрачков, сухость во рту, охриплость голоса, учащенное сердцебиение, сильная жажда, головная боль. В случае несвоевременной первой помощи у пострадавшего развивается кома.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА. Гриб из рода мухоморов, наиболее ядовитых грибов. В нем содержатся алкалоиды фаллоидин, фаллин и аманитин. Смертельная доза аманитина составляет 0,1 мг/кг. Грибники могут перепутать бледную поганку со съедобными грибами, например с шампиньонами и зелеными сыроежками. Отравление возможно при ошибочном употреблении в пищу ядовитого гриба. Термическая обработка не уменьшает токсических свойств бледной поганки. Для отравления достаточно съесть 25–30 г гриба. Характерными признаками отравления являются судороги и сведение челюстей. Через несколько часов после начала интоксикации у больного появляются рвота, кишечные колики, боли в мышцах, сильная жажда, диарея (иногда с примесью крови). Возможно также увеличение печени. Пульс постепенно ослабевает, становится нитевидным. Смерть наступает в результате острого гепатита и сердечной недостаточности. Опасность отравления бледной поганкой заключается в том, что симптомы интоксикации проявляются не сразу. Первые признаки могут возникнуть через 6–24 часа, по мере того как происходит поражение жизненно важных органов.

БОЛИГОЛОВ КРАПЧАТЫЙ, или БОЛИГОЛОВ ПЯТНИСТЫЙ. Многолетнее растение семейства зонтичных, обладающее неприятным запахом. Внешне он напоминает дикую морковь, поскольку оба растения имеют стержневой корень. Растение ядовито. Все его части содержат алкалоид кониин, парализующий дыхательные мышцы. В медицине болиголов применяется как наружное средство. При отравлении растением появляются тошнота, рвота и диарея, расширяются зрачки, конечности холодеют и обездвиживаются, дыхание становится затрудненным. Первая помощь при отравлении – промывание желудка и соленое слабительное средство. Особое внимание следует уделить дыханию и в случае необходимости сделать искусственное дыхание. Для быстрого выведения яда из организма показаны диуретики. В токсических дозах растение вызывает паралич. В древности оно использовалось как нервнопаралитический яд.

КОНОПЛЯ. Растение семейства коноплевых. Она содержит наркотические вещества – каннабиноиды – и используется как исходный материал для приготовления марихуаны и гашиша. Наибольшая часть наркотических веществ находится в смоле, выделяющейся из цветков женских растений. Смола необходима для сохранения влаги и защиты цветка от высокой температуры в период размножения. Производство и продажа препаратов, содержащих коноплю, запрещена в большинстве стран мира. Использование наркотиков, содержащих коноплю, приводит к угнетению центральной нервной системы. Сначала наблюдаются нервное возбуждение, шум в ушах, расширение зрачков, состояние эйфории, смех, зрительные галлюцинации. Вторая фаза отравления характеризуется подавленным настроением, переходящим в долгий и глубокий сон с понижением температуры тела и замедлением пульса. В случае приема конопли внутрь больному делают промывание желудка, при повышенном нервном возбуждении – укол 2,5 %-ного раствора аминазина внутримышечно. Каннабиноиды облегчают симптомы СПИДа и рака на поздних стадиях. Последние месяцы жизни таких больных сопровождаются сильными болями, потерей аппетита и истощением. Каннабиноиды повышают аппетит и облегчают боль, поэтому их применение данной категорией пациентов может оказаться полезным.

ЛОЖНЫЙ ОПЕНОК, или ЛОЖНООПЕНОК. Относится к группе ядовитых грибов, похожих на опят. Шляпка ложных опят выпуклая, с бугром в центре, желтоватого цвета, мякоть светло-желтая. Гриб имеет горький вкус. Растет он, как правило, на пнях лиственных пород или рядом с ними, иногда на стволах живых деревьев. Ложный опенок можно встретить в период с конца июня по сентябрь. С августа до середины октября чаще растет другой вид ложного опенка – со шляпкой красно-кирпичного цвета. Наиболее опасным представителем группы является ложный серый опенок. Все перечисленные грибы вызывают раздражение пищеварительного тракта, тошноту, рвоту и диарею. Отравление ложными опятами в большинстве случаев протекает в легкой форме. Необходимо учитывать, что отравление может произойти и при употреблении съедобных грибов. Причина – неправильная кулинарная обработка. Некоторые грибы подлежат только засаливанию, их нельзя употреблять в пищу вареными и жареными. Другая причина отравления съедобными грибами – употребление старых экземпляров, в которых уже начались процессы разложения. Отравляющее действие ложных опят связано с содержанием в них ядов фаллоидина и маниина.

ОПИЙНЫЙ (СНОТВОРНЫЙ) МАК. Травянистое растение семейства маковых. Он произрастает в Китае, Индии, Афганистане, Малой и Средней Азии. Из незрелых коробочек растения получают опиум, который используется для изготовления медицинских и наркотических препаратов. Семена мака используются для изготовления технического масла, а также добавляются в выпечку. Наркотическое вещество, изготовленное из семян и других частей мака, является высокотоксичным. Его постоянное употребление приводит к формированию стойкой наркотической зависимости. В результате употребления опиума происходят необратимые изменения в центральной нервной системе. Семена мака содержат гликозиды, которые вызывают зрительные и слуховые галлюцинации или глубокий сон. Передозировка наркотика приводит к летальному исходу. Данный вид наркотической зависимости с трудом поддается лечению.

СИНИЛЬНАЯ КИСЛОТА, или ЦИАНИСТЫЙ ВОДОРОД. Бесцветная жидкость, обладающая запахом горького миндаля. Ее получают из косточек фруктов (персиков, абрикосов, сливы и др.), а также химическим путем. Синильная кислота является высокотоксичным веществом. При попадании в организм она вызывает тканевую гипоксию. При вдыхании паров вещества высокой концентрации появляются ощущение царапанья в горле, головная боль, боль в груди, тошнота, рвота. По мере нарастания симптомов отравления снижается частота пульса, начинаются судороги, наступает потеря координации, а затем сознания. Попадание яда внутрь вызывает клонико-токсические судороги, мгновенную потерю сознания, паралич дыхательного центра. Смерть, как правило, наступает в течение нескольких минут. При отравлении синильной кислотой используются 2 группы антидотов. Первая группа веществ, взаимодействуя с синильной кислотой, образует нетоксичные продукты. В нее входят такие препараты, как коллоидная сера, политионаты, альдегиды, кетоны и др. Вторая группа антидотов способствует образованию в крови метгемоглобина. К ней относятся метиленовая синь, соли и эфиры азотистой кислоты.

ЦИКУТА (ВЕХ ЯДОВИТЫЙ, КОШАЧЬЯ ПЕТРУШКА, МУТНИК). Ядовитое растение, распространенное в Европе. Она обладает приятным запахом, напоминающим морковный. Наибольшее количество ядовитых веществ содержится в корневищах растения. 100–200 г корневищ достаточно, чтобы убить корову, 50 г являются смертельными для овцы. Семена и корневища ядовитого растения используются для приготовления цикутного масла (цикутола). Смола корня содержит цикутоксин. В случае его приема внутрь появляются головная боль, тошнота, рвота, головокружение, пена изо рта. У пострадавшего расширяются зрачки и начинаются эпилептовидные припадки, которые могут закончиться параличом или привести к летальному исходу. Первая помощь при отравлении – промывание желудка раствором активированного угля. В народной медицине из корневищ цикуты делают мази и настойки для лечения ревматизма, подагры и некоторых заболеваний кожи. Растение используется и в гомеопатии. Цикута считается самым сильным растительным ядом. Ее корневище наиболее ядовито поздней осенью и ранней весной. Растение сохраняет свои ядовитые свойства даже под воздействием высокой температуры и при длительном хранении. Наибольший процент случаев отравления животных цикутой приходится на весенний период.

Яды – вчера и сегодня

Лекарства – яды – лекарства

Да, уж если чему и следует поклоняться, то растению, от него человек черпает все необходимое для жизни. Того не замечая, мы, атеисты, поклоняемся растениям, преклоняемся перед их красотой, не можем отказаться от ритуала жертвоприношения – приносим в жертву цветы, дарим их близким и любимым в дни радости и дни траура.

Колодец времени

Считается, что примерно в V тысячелетии до н.э. в долинах больших рек появились племена, отдаленные предки будущих великих цивилизаций: в Индии на берегах Ганга, в Китае в районе Желтой реки (Хуанхэ), в Египте в дельте Нила, в Месопотамии в долинах Тигра и Евфрата. К III тысячелетию до н.э. болотистые места, образующиеся разливом рек, превращаются в ухоженные земли благодаря рациональным ирригационным работам.

Углубляясь в далекие тысячелетия мы находим сведения не только о лекарствах, используемых древними народами, но и о ядовитых средствах, игравших роль как в религиозных ритуалах, так и в гражданских постановлениях.

Остановимся несколько подробнее на истории тех стран, которые оказали непосредственное влияние на цивилизацию Западной Европы. Это в первую очередь Месопотамия. Много народов прошло через Месопотамию, и большинство из них оставило после себя постройки, надписи на камнях, клинописные таблички, ряд языковых наследий в географических названиях местностей и обозначениях предметов материальной культуры. Американский исследователь шумерийских письменных текстов Сэмюэл Н. Крамер утверждает, что история Двуречья* «начинается в Шумере».

* Двуречье: Месопотамия (греч.), Сеннаар (евр.).

Действительно, так можно думать, если исходить из богатейшего литературного наследия. Но если обратиться к результатам раскопок Леонарда Вулли на месте одного из древнейших городов Двуречья – Ура, то нужно признать, что культуре Шумера предшествовала культура Эль-Обейда (названа так по месту раскопок в современном южном Ираке). Вулли (1961) пишет: «До сих пор неясно, можно ли назвать людей периода Эль-Обейда шумерийцами. Но одно совершенно ясно: созданная ими культура не была бесплодна, она пережила «всемирный потоп» и сыграла немалую роль в развитии шумерийской цивилизации. она передала шумерийцам легенду о всемирном потопе. и никто другой не мог бы создать подобной легенды».

Читайте так же:  Насморк народные методы лечения

Племена, пришедшие в Южную Месопотамию после «потопа», были «варварскими» по сравнению с оседлым населением, занимавшимся земледелием, создавшим ирригационные системы и ряд городов-соперников, которые боролись за гегемонию над областью. Пришельцы слились с местным населением и не только восприняли его культуру, но и значительно ее обогатили. «Люди Шумера» – так называли они себя и дали это название всей Южной Месопотамии.

Приход семитских племен на эти земли также был «варварским». Но семиты безусловно воспользовались достижениями шумеров. Центром семитской Месопотамии стал город Аккад, основанный Саргоном Древним (2316. 2261 гг. до н.э.); имя города было перенесено и на Северную Месопотамию.

На исторической арене выдвигается Хаммурапи (1792. 1750 гг. до н.э.), прекративший самоуправление отдельных городов и объединивший их в Вавилонскую империю: государи ее отныне титулуются «царями Шумера и Аккада». Положение Вавилона как метрополии Передней Азии, несмотря на ряд последующих жестоких разрушений, сохраняется около двух тысячелетий. Это наиболее красноречиво засвидетельствовал Александр Македонский, сделав Вавилон столицей новой империи, призванной примирить Восток и Запад.

История Вавилонии тесно связана с историей Ассирии, ассимилировавшей культурные достижения Двуречья. Ассирия занимала на севере Месопотамии, небольшой треугольник между Тигром, Нижним Зеббом (приток Тигра) и горами Загра. В конце VII в. до н.э. ассирийцы под влиянием постоянных войн с соседними племенами становятся воинственной нацией. Ее цари – прирожденные завоеватели, жестокие, жадные и в то же время умные политики. С Тиглатпаласара III (744. 727 гг. до н.э.) начинается эпоха «всемирного» владения. Ассирия на вершине своего могущества: империя простирается от гор Армении до порогов Нубии (Египет), от острова Кипр до Киликии (Малая Азия). Приведем надпись* царя из династии Саргонидов в вольном переложении Валерия Брюсова**.

* Найдена в Нар-эль-Кельбе (Сирия).
** В. Брюсов Ассаргадон: Ассирийская надпись. – Избр. соч. в 2 томах. М.: Изд-во худ. лит., 1955, т. I, с. 91.

Я – вождь земных царей, я царь, Ассаргадон*.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

* Современное написание имени царя – Асархаддон (680. 669 гг. до н.э.).

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь Ассаргадон.

Пять веков напряженных войн, которые вела Ассирия, исчерпывают силы империи. Армия, состоящая из порабощенных народов и наемников, не в состоянии противостоять государствам, стремящимся вернуть самостоятельность: отпадает Египет, оживает Вавилония под властью халдейской династии* (Нововавилонское царство), наконец, в 612 г. до н.э., погибает разрушенная мидянами Ниневия, «логово львов» древнего мира.

* К IX в. до н.э. появляются первые сведения о стране Калду и ее обитателях – халдеях. Они жили в районе топей в нижнем течении Тигра и Евфрата между берегами Персидского залива.

Как ни парадоксально, но именно один из последних ассирийских владык, царь Ашшурбанипал, сын Асархаддона, собрал в библиотеке дворца в Ниневии все, что было создано народами Двуречья за всю их историю*. Клинописные таблички содержали достижения наук, сказания, песни, учебные пособия, хозяйственные и деловые документы.

* Интерес Ашшурбанипала к прошлому объясняется тем, что его готовили к жречеству, обучая в храмовой писцовой школе. На престол он попал в связи с политическими осложнениями после смерти Асархаддона.

Земли Месопотамии и Передней Азии с точки зрения археологии представляют собой «слоеный пирог», ибо одно государство сменялось другим и каждый владетель разрушал старое и возводил новое. На смену Вавилонии, вновь возродившейся под властью халдейской династии, последней носительницы и хранительницы вавилонской цивилизации, приходят персы. Вопрос о первоначальной истории персов сложен. По-видимому, в основном это арийцы, перешедшие в Южный Иран. Персидский царь Кир II (умер в 530 г. до н.э.) – великий завоеватель Азии – принадлежал к роду Ахеменидов. Приведем цитату из сочинения Б.А. Тураева (1936), дающую полную характеристику этому необычному завоевателю: «Кир был первым великим арийцем в истории, создавшим универсальную монархию, не только отличавшимся большим политическим умом и дипломатической дальновидностью, но и пользовавшимся удачей, которая отдала в его руки Мидию и Вавилонию, раздираемые внутренними распрями и видевшие в нем не столько чужого завоевателя, сколько освободителя. Его всеми признанная гуманность, коренившаяся как в личном характере, так и в более чистой религии*, окружила его личность ореолом и составила в истории Передней Азии светлый момент между ассирийскими зверствами и позднейшим персидским деспотизмом. Он явился желанным для народов и ушел, обновив Азию и начав собою новый период ее истории. Персы называли его отцом, греки – образцом государя и законодателя, иудеи – помазанником Иеговы».

* Имеется в виду учение Заратуштры.

История Египта синхронна истории Месопотамии и Передней Азии, и связи последних с Северной Африкой (Египтом) прослеживаются в течение многих тысячелетий. Архаический Египет зародился примерно в то же время, когда основались страны Двуречья. Несомненно, древнейшее население Египта было смешанным, но цельность народа сложилась уже в глубочайшей древности, за пределами истории и доступной вычислению хронологии. Географические условия в Египте были значительно более благоприятными, чем в Месопотамии, так как разливы Нила происходили с определенной периодичностью и река не была столь капризна, как реки Месопотамии. Население осело, приступило к ирригационным работам, перешло к земледелию. Египетская культура отличается постоянством: царь воспринимается как бог в течение всей трехтысячелетней истории; рано возникшая вера в загробную жизнь и сложность заупокойного культа просуществовали вплоть до времен христианства. В отличие от религий Двуречья религия египтян со временем теряет духовное начало и вырождается в сложные формулы и заклятия. Народная религия становилась предметом жреческого богословия, жрецы стремились усилить местные храмы со своим культом и пантеоном богов (Геродот, Диодор). Богатые царские и частные пожертвования способствовали обогащению жречества, так что позже фараоны тщетно пытались ограничить их могущество.

Ослабление центральной власти в Египте в конце Среднего царства настолько обессилило государство, что кочевые выходцы с Востока – гиксосы – овладели районом Дельты и надолго обосновались там (с 1700 г. до н.э.). Однако борьба с завоевателями способствовала новому объединению Египта и окончилась изгнанием пришельцев. Наступивший период Нового царства в свою очередь отмечается большими завоеваниями.

Что знаем мы об ассиро-вавилонской медицине? Что знаем, в частности, о медицине шумеров? В городе Ниппуре – религиозном и научном центре Шумера – найдена табличка, содержащая 15 медицинских рецептов на шумерском языке, которую относят ко времени после царствования Саргона Аккадского (Древнего). Не все составные части рецептов удалось разобрать, расшифровать, хотя над ними работали не только знатоки клинописи, но и специалисты древней медицины. Большинство лекарств изготовлялось из растений, таких как тимьян, горчица, сливовое дерево, груша, фиги, ива, растение манна, пихта, сосна. Для разведения лекарств применяли пиво, вино, молоко, растительное масло. Минеральными компонентами были в основном поваренная соль и речной асфальт. Из продуктов животного происхождения употребляли шерсть животных, панцирь черепахи, высушенную водяную змею. Часть лекарств служила для наружного употребления, другие принимались внутрь, однако в списке не названы болезни, от которых эти средства предназначались. Чрезвычайно интересно, что в этом древнейшем документе полностью отсутствуют магические заклинания и заговоры, которые обычно встречаются в клинописных медицинских текстах более позднего времени.

Уже упоминавшийся ранее царь Хаммурапи – создатель Вавилонской империи – остался в истории еще и благодаря известному своду законов. Для нас представляется наиболее интересными постановления, связанные с медициной. Удачливый хирург получал 10 сиклей серебром, если он вылечит знатного человека, 5 сиклей – если это земледелец или ремесленник, и только 2 сикля за лечение раба. Однако за неудачную операцию его ждало жестокое наказание: он лишался рук!

Раскопки в Ниневии, возглавлявшиеся талантливейшим археологом и ассириологом Джорджем Смитом в семидесятых годах прошлого столетия, позволяют, в частности, составить довольно ясное представление об ассиро-вавилонской медицине. Медициной занимались врачи-практики (асу), знатоки лечебных трав и других снадобий и колдуны-заклинатели (ашипу). По-видимому, и заклинатели пользовались практическими лекарствами, однако их лечение было в основном психотерапевтическим. В то же время врачи-практики не исключали магические заговоры. Среди лекарств на первом плане стояли растения. Даже такие слова, как «лечение» и «трава», по-вавилонски обозначаются одним словом* – «шамму». Многие рецепты прочитаны, но не расшифрованы, так как название растения не часто удается идентифицировать: например «солнечное растение», «сладкая трава», «горькая трава», «полевой стебель» и т.д.

* Лечебные растения разводили на специальных огородах, редкие снадобья привозили из других стран.

При лечении всегда призывали благословение богов, однако в месопотамском пантеоне не было бога – покровителя медицины, как и не было обожествленного врача, подобно тому как в Египте считали Имхотепа, а в Греции – Асклепия. Богиню Гулу называли великой врачевательницей, но первоначально, судя по ее атрибуту – собаке, это была богиня смерти, играющая активную роль в культе, но не являющаяся покровительницей врача. Знание лечебных и ядовитых свойств растений приписывали богине Гуле, считали ее «госпожой ядов». Примерный текст заклинаний гласит: «Гула! Госпожа! Колдунья! Царица всех женщин! Она знакома со смертельным ядом. он может быть введен в тело во все дни ее жизни. Кровь и гной, как воду, может она использовать для своих целей».

Между врачами-практиками и заклинателями был, по-видимому, известный антагонизм, и создается впечатление, что со временем стали преобладать заклинатели. Вполне возможно, что практическая народная медицина не делала больших успехов, а записи методов лечения, в которых симптомы заболевания были связаны с определенным лечением, сделались доступны и знахарям*. В библиотеке Ашшурбанипала содержатся сотни заклинательных текстов. Некоторые заклинания были столь патетичны, что напоминали литературное произведение. Крупнейший ассириолог нашего столетия А. Лео Оппенхейм впервые высказал очень интересную мысль о том, что слабое развитие медицины древней Месопотамии объясняется тем, что в Месопотамии придавали исключительно малое значение концепции смерти, проблеме, к которой мы еще вернемся. В этой связи можно вспомнить Геродота, который писал о вавилонянах своего времени (V в. до н.э.), приносящих больных на рынок для того, чтобы узнать у прохожих, что предложили бы они для лечения на основании своего опыта.

* Положение народного врача не было высоким, но царские врачи пользовались почетом.

Вавилонская медицина дожила до средних веков, и многие клинописные советы встречаются в медицинских учебниках тех лет. Забавно, что средневековые лекари употребляли часто в своих заговорах слова «хилка, беша». Это казалось совершенной бессмыслицей, но когда научились читать клинописные тексты, выяснилось, что с этими словами вавилонские врачи-заклинатели обращались к злым духам: «Сгиньте! Устыдитесь!». Предполагается, что Западная Европа ознакомилась с ассиро-вавилонской медициной через Византию (Б.А. Тураев).

Со времен классической древности особым пиететом пользовались науки, родиной которых был Египет. В какой-то степени это может и было заслуженно, но без сомнения подобное отношение поддерживало жречество, сохранявшее в тайне свою деятельность во всех отраслях знания*. Однако из древнейших веков известно очень мало об успехах медицины. Сохранилось сказание о визире фараона Древнего царства Джосера (2780. 2760 гг. до н.э.), Имхотепе, ученом-медике и знаменитом архитекторе. По-видимому, в то время в медицине преобладали эмпирические наблюдения. Искусство бальзамирования, безусловно, способствовало развитию медицины. В позднем Египте (VIII в. до н.э.) Имхотепа считают полубогом, сыном бога Пта, и ему поклоняются как божеству-целителю. Греки отождествляют его с Асклепием. Возможно, существовали и медицинские школы с очень отдаленного времени («дома жизни»). В тяжелое для Египта время – в период завоевания Дельты Нила гиксосами – медицинская наука не погибла. К этому времени относят медицинские трактаты – папирус Эдвина Смита, изданный Брестедом, и большой медицинский папирус Эберса. Последний вышел из школы, помещаемой в «доме жизни» при храме богини Нейт в Саиссе. На это намекает введение к трактату, которое начинается словами: «Я вышел из Саисса. ». По другим данным, папирус Эберса относят к началу Нового царства, т.е. к XVIII династии. Этим же временем датируют медицинский папирус Эдвина Смита. В дальнейшем врачевание в известной мере освободилось от влияния жречества и магии и достижения химии обогатили арсенал лечебных средств. Египетская фармакопея знает многие растительные лекарства-яды: известны белена, стрихнин, опий, конопля, равно как и полынь, ромашка, морской лук и еще многие средства, которые не удается идентифицировать. Очень высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев – ладан и мирра, употребляемые для религиозных и медицинских целей. Мирра входила в состав мази для глаз – «анти». Для приобретения этих смол совершались путешествия на северо-запад Африки (в страну «Пунт») и на юг Аравийского полуострова. В течение столетий держалось предание, что змеи стерегут эти дорогие благовония (Геродот, Феофраст). Из минеральных веществ применяли селитру, квасцы, медный купорос, поваренную соль, мемфисский камень. В качестве яда знали синильную кислоту, которую отгоняли из косточек плодов, например персиков. Известно «наказание персиком», которому, нужно думать, подвергались лица, обвиняемые в разглашении секретов жречества.

Читайте так же:  Народные рецепты при артрозе стопы

* Тайнопись жрецов Египта, так называемое эпигматическое письмо, до сих пор не расшифрована.

Египетская медицина пользовалась славой на всем Востоке и даже в Греции.

Каждый в народе там врач, превышающий знанием
глубоким
Прочих людей.

В эпоху завоевания Египта персами Дарий I способствовал восстановлению саисской медицинской школы, так как египетские врачи лечили монархов многих стран, а Геродот подробно рассказывает об их успехах в пору посещения им Египта.

Есть основания считать, что египетская медицина через арабов оказала влияние на знаменитую в средних веках салернскую медицинскую школу, которая в IX в. бережно хранила знания античного времени. В XIII в. она пользовалась особым покровительством германского императора Фридриха II (Е.А. Тарле). В Салерно позже работал знаменитый врач и алхимик Арнальдо да Вилланова, автор «Салернского кодекса здоровья» (примерно XIII–XIV вв.).

Ядовитые растения известны не только как лекарства, они издавна применялись в религиозных и магических мистериях. Описание мистерии, связанной с массовым убийством при помощи яда, приводит Вулли в «Уре Халдейском» на основе раскопок «царского захоронения». Обнаруженное захоронение он относит к первой династии Ура (около 2500 г. до н.э.) и в результате реконструкции дает следующую красочную картину: «В огромную, пустую, открытую сверху могилу, стены и пол которой устланы циновками, спускалась погребальная процессия: жрецы, руководившие выполнением обрядов, воины, слуги, женщины в разноцветных сверкающих одеяниях и пышных головных уборах из сердолика и лазурита, золота и серебра, военачальники со всеми знаками отличия и музыканты с лирами и арфами. У всех мужчин и женщин были с собой небольшие чаши из глины, камня или металла – единственный предмет, необходимый для завершения обряда. Затем, по-видимому, начиналась какая-то церемония. Во всяком случае она наверняка сопровождалась до самого конца музыкой арфистов. И наконец все выпивали из своих чаш смертоносное зелье, которое либо приносили с собой, либо находили на дне могилы. В одной из гробниц мы нашли посередине рва большой медный горшок, из которого обреченные люди могли черпать отраву. После этого каждый укладывался на свое место в ожидании смерти. проверяли, все ли в могиле в должном порядке. Так, в гробнице царя. они положили лиры на тела музыкантш, забывшихся последним сном у стены усыпальницы. Потом на тела погруженных в небытие людей обрушивали сверху землю. Очевидно, царские похороны были живописнейшим зрелищем. Ярко разряженная процессия торжественно спускалась в увешанную циновками яму. Золото и серебро сверкали на фоне алых туник. Здесь были не несчастные рабы, которых убивали, как быков, а знатные люди в своих лучших, парадных одеяниях. И шли они на жертву, по-видимому, добровольно. По их представлению, этот страшный ритуал был просто переходом из одного мира в другой. Они уходили вслед за своим повелителем, чтобы служить ему в ином мире точно так же, как они это делали на земле».

Мы не знаем, какое «зелье» они выпивали, чтобы «забыться» вечным сном. Можно, однако, смело считать, что оно было растительного происхождения, другого яда человечество еще не применяло. Вероятно, Вулли прав, когда пишет, что люди добровольно принимали смерть, поскольку древняя Месопотамия отличалась «чрезвычайно умеренным религиозным климатом» (А. Оппенхейм). О ядовитом зелье, которое выпивали подданные, хороня своих царей, можно только строить догадки. Наверное, свойство этого яда не было связано с возбуждением нервной системы, скорее всего он погружал людей в сон, переходящий в забытье и смерть. Мак? Вполне возможно. О свойствах мака знали люди очень давно; в первобытных свайных поселениях эпохи неолита на заливных заболоченных местах в районе Цюрихского озера (Швейцария) найдены лепешки, изготовленные из мака, применявшиеся, очевидно, для утоления болей.

Мифология всех народов имеет бессмертных богов, человеку не дано бессмертие, но мечту о нем можно проследить начиная с глубокой древности. В шумерийской легенде, возникшей много тысячелетий тому назад, Гильгамеш ищет «траву молодости». Нужно думать, что до него в сказаниях, не дошедших до нашего времени, многие первобытные народы создавали подобных героев. Большой интерес представляют ритуалы древнейшей религии ариев, известные из индийских и иранских письменных источников: индийских «Вед», «Ригведы» и иранской «Авесты». В обоих вариантах религий лежит культ «напитка бессмертия»: сомы (Индия), хаюмы (древний Иран). Под сомой (хаюмой) понимают не только напиток, вызывающий экстаз, но и божество экстаза, и одновременно состояние экстаза. «Мы выпили сому, мы стали бессмертны, мы достигли света, мы нашли богов» – поется в одном из гимнов «Ригведы». Заратуштра, реформатор религии древних иранцев, внесший в нее духовное начало, не посягнул на культ хаюмы*.

* Зороастризм сохранился только у парсов, живущих в наше время в Индии, потомков древних иранцев, не пожелавших принять ислам.

Итак, сома – понятие многогранное, но в основе лежит необычное, экстатическое состояние, приближающее чловека к божеству. До сих пор неясно, чем же вызывалось состояние опьянения, переходящее в экстаз (обычное опьянение алкоголем строго порицалось). Бесспорно, только какое-то растение могло оказывать столь необычное действие на человека. Выяснить это чрезвычайно трудно: ведь арии, создавшие этот необычный культ, рассеялись по обширной территории с разным климатом и разной флорой, тем более даже растения одного вида резко меняют свои свойства в разных географических зонах. Нужно думать поэтому, что культовое растение могло меняться в зависимости от многих обстоятельств.

В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что ранние индийские сочинения не запрещают заменять одно культовое растение другим, обладающим подобным же действием. Современные парсы применяют эфедру. Есть мнение, что предпочтение, оказываемое этому растению, сохраняется со времен седой старины. В Индии сома добывалась в прошлом веке из растения семейства Asclepiadae (Д.Н. Овсянико-Куликовский). Называют еще знаменитую индийскую коноплю, упоминаемую в «Ахтарведе» под названием «бханг», что близко к современному языку, где словами «бханг» и «банг» обозначают действие наркотических средств*. Упоминают также белену, относящуюся к ядовитому семейству пасленовых (Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский). Есть версия использования для этой цели мухомора, широкоизвестного по многим шаманским культам (R. Wasson). Действительно, в ведийском гимне, посвященном соме, описывается растение без листьев, цветов, плодов и корней, но имеющее стебель и «голову» (шапку), красную при солнечном свете и серебристую ночью, т.е. напоминающее по виду красный мухомор.

* Скифы, относящиеся к одной из индоиранских ветвей, применяли коноплю в ритуале, близком к шаманскому камланию (Геродот).

Чем дальше в глубь времен, тем труднее установить, где кончается правда и начинается вымысел. Мы не находим указаний на то, что в странах, отдаленных от нас «колодцем времени», были какие-либо ограничения в применении ядовитых веществ или использовании их с дурными намерениями, хотя свойства их были известны. Знаменательно, что отравления на Востоке не играли в истории столь роковой роли, как это было в классическое время в Греции и Риме, а в средние века в Западной Европе.

Китайцы приписывают знания ядов мифическому императору Шен-Нунгу, жившему 140 лет (между 2838 и 2699 гг. до н.э.) и считавшемуся одним из богов аптекарей и земледельцев, якобы описавшему 70 растительных ядов и противоядий. В Китае императоры умирали, выпив настойку своих химиков, но предполагалось, что эти напитки приносят вечную жизнь, а не смерть. Индийские Веды называют 760 растительных средств, применяемых в медицине. Безусловно, многие из них были ядовиты. Ядовитые змеи и насекомые могли входить в состав ядов, и вместе с тем были средства лечения от их укусов. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» жена Рамы, Сита, грозит ему, что примет яд, если он не возьмет ее с собой в вынужденное изгнание (Сита – идеал любви и благородства). В Библии (начало относят к XI в. до н.э.) нет указаний на применения ядов или мер наказания за их продажу.

Может быть, одно из первых достоверных описаний злодейского применения яда было сделано в Персии. Греческий врач Ктесий явился свидетелем этого события. Ктесий из Книда (Малая Азия) – лейб-врач при персидском дворе, автор не дошедших до нас сочинений «Ассирийская история» и «Персидская история». Хотя Ктесий как историк не пользовался доверием даже в античное время, но, взвесив все обстоятельства, Плутарх передает события с его слов. Персидский царь Артаксеркс I (правил с 464 до 423 г. до н.э.) очень любил свою жену Статиру. Мать царя Парисатида ревновала сына к жене, видя, что собственная ее власть покоится лишь на сыновьем уважении царя, тогда как Статира сильна его любовью и доверием. Вот тогда-то, считая, что все главнейшее в ее жизни поставлено под удар, решает она покончить с невесткой. Обе женщины обедали вместе, но, опасаясь друг друга, ели одни и те же кушанья с одних блюд и тарелок. Однажды поданную к обеду дичь Парисатида разрезала ножом, который с одной стороны был смазан ядом, обтерла отраву об одну половину и подала ее Статире, а сама принялась есть свою часть. Умирая в жестоких муках и судорогах, Статира сама обо всем догадалась и успела внушить подозрение против матери царю, который хорошо знал ее неукротимый нрав.

Артаксеркс казнил всех прислужников, матери ничего не сказал и не сделал дурного, но отослал ее в Вавилон и решил, что, пока жив, глаза его Вавилона не увидят.

В семье Артаксеркса известно еще одно отравление: его сыновья, соревнуясь за наследственный престол, довели одного из братьев до такого состояния, что, не выдержав напряжения, он принял смертельный яд, который положил конец всем его тревогам (Плутарх, «Артаксеркс»). Несмотря на то что персидские законы жестоко наказывали за отравление, в царских семьях их было много, так как борьба за троп велась среди большого количества сыновей от разных жен.

Народная медицина яды

Змея всегда служила символом лечебного искусства. Людям давным-давно известно, что змеиный яд обладает не только убивающим, но и исцеляющим свойством. Поэтому с давних времен человек пытался использовать яд в своих целях. Раньше ядовитых змей использовали целиком, без предварительного лишения их яда. Змею разрезали на маленькие кусочки и опускали в специальную жидкость. Считалось, что змея должна передавать целебные свойства своего яда той жидкости, в которой находится.

Читайте так же:  Башкирская народная медицина

Змеи относятся к самым ядовитым жизненным формам на нашей планете. Хватает даже незначительного количества змеиного яда, чтобы убить человека. Но любой яд, разбавленный в соответствующих пропорциях, становится эффективным лекарством. Зная это, человек добился того, что змеиный яд считается серьезным медицинским препаратом, который помогает при многих болезнях и из которого можно черпать новые силы.

В настоящее время на международном рынке змеиный яд и препараты из него пользуются все большим спросом. Яд змеи ценится дороже золота.

Состав змеиного яда

Змеиный яд очень сложен по своему химическому составу. Известно, что он содержит белки, ферменты и фракции веществ, участвующих в свертывании крови. Многие вещества, содержащиеся в змеином яде, влияют на мускулатуру, строение скелета, функцию сердца и на усиление движения лейкоцитов.

Главные химические составляющие змеиного яда: белки, аминокислоты, жирные кислоты, ферменты (гидролазы, протеазы, нуклеазы, фосфонуклеазы, каталазы, оксидазы), микроэлементы.

В связи со сложным и пока до конца не изученным химическим составом змеиного яда, а также с наличием в нем смертоносных для человека ферментов, змеиный яд в качестве лекарства используют лишь в обработанном виде. Змеиные яды бывают разные. Например, яд кобры обладает свойством снимать боли и спазмы. При этом в отличие от морфия он не ведет к развитию наркомании. Препараты из ядов гюрзы и индийской гадюки помогают крови быстро свертываться даже при гемофилии. Малайская же гадюка, наоборот, прославилась тем, что после ее укуса кровь человека на целых три недели теряет способность к свертыванию. Есть надежда, что яд малайской гадюки позволит медикам разработать эффективное средство борьбы с тромбозами — кровяными сгустками, которые закупоривают и сужают кровеносные сосуды у больных людей.

Применение змеиного яда

Применение ядотерапии эффективно при таких заболеваниях, как аллергия, мигрень, рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера, тик в ногах, состояние после инсульта, желудочно-кишечные заболевания (дивертикулит кишечника, болезнь Крона, язвенный колит), ревматизм, нейродерматит, заболевания обмена веществ (сахарный диабет и нарушения жирового обмена), нарушения потенции, болезненные симптомы в климактерический период.

В XIX веке яд гремучей змеи пытались использовать для лечения проказы, но считается, что это была скорее экзотика.

Известно, что многим из тех, кто болеет радикулитом, помогает избавиться от боли мазь «Випра-токс» или же инъекция «Випраксина». Препараты приготовлены из ядов степной и обыкновенной гадюк. Считается, что большей эффективностью обладает мазь из яда гюрзы. Сегодня в медицине используют яды более тридцати видов змей.

Яды помогают также лечить такие заболевания, как бронхиальная астма и гипертония, ишиас, межреберная невралгия. С помощью этой терапии можно помочь людям, страдающим различными хроническими заболеваниями. Кроме того, яд змеи успешно справляется с заболеваниями онорно-двигательного аппарата: остеохондрозом, полиартритом, различными последствиями травм.

«Змеиная терапия» заключается в приеме курсами сильно разбавленного змеиного яда. Благодаря тому что он сильно разбавлен, исключается опасность отравления и нежелательных побочных эффектов. Лечение змеиным ядом обычно представляет собой растянутую во времени сильно действующую форму терапии. В зависимости от болезни, терапия может проводиться либо стационарно, либо амбулаторно. Лечение может быть начато только после консультации с врачом и проведения целостной диагностики пациента, после чего составляется совместный план терапии.

Одним из важнейших стимулов использования змеиного яда в приготовлении медицинских препаратов является создание противоядия, противозмеиных сывороток. И это действительно необходимо, поскольку число людей, укушенных ядовитыми змеями, каждый год очень велико. Противозмеиные сыворотки получают из крови лошадей, которым вводятся возрастающие дозы яда в течение 16 месяцев. В ходе подобной процедуры возникает стойкий иммунитет, и организм иммунизированной лошади может переносить впрыскивание 80-кратной смертельной дозы.

Однако не следует забывать, что противопоказаниями к инъекционному применению препаратов змеиного яда являются лихорадочные состояния, туберкулез легких, пороки сердца, недостаточность мозгового и коронарного кровообращения, органические поражения печени, почек. Также препараты змеиного яда не назначают беременным женщинам и кормящим матерям, а также лицам, страдающим аллергией к ним.

О пользе змеиного яда

У многих людей змея ассоциируется со смертельным укусом. Но змеиный яд может не только убивать, а лечить и приносить пользу здоровью. Ведь с древних времен эмблема змеи, считается символом медицины. На протяжении многих веков, человеком изучались и разрабатывались методы лечения змеиным ядом.

Много столетий назад люди принимали яд в чистом виде маленькими порциями. Каждодневный прием вырабатывал в организме устойчивость к отравлениям. Со временем начали разрабатываться технологии с добавлением змеиного яда в лекарственные формы.

Мазь на основе змеиного яда обладает обезболивающим и кровоостанавливающим свойством. Мазью смазывают больные места при мышечном и суставном ревматизме, при гнойных язвах, радикулите и при многих других болезненных заболеваниях.

В современной медицине популярны препараты со змеиным ядом в косметологии. Кремы с добавлением яда дают омолаживающий эффект на кожу. При нанесении крема, расслабляются нервные импульсы на мышцах, что помогает разглаживанию морщин. Кожа становится мягкой и эластичной.

Ядотерапия также помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях, лечит бронхиальную астму и желудочно-кишечный тракт. С ее помощью можно улучшить состояние после инсульта, добиться положительного эффекта при склерозе и сахарном диабете. Водный раствор из змеиного яда вводят внутримышечной инъекцией, постепенно увеличивая, а потом уменьшая дозу.

Современные исследования довели, что вещества, содержащиеся в змеином яде, могут тормозить рост злокачественных опухолей. Учеными разрабатывается формула, благодаря которой онкологические заболевания перестанут быть смертельным недугом. Сегодня в онкологии используются медицинские препараты, в основе которых находится змеиный яд, как обезболивающее средство. Они имеют силу морфия, но в отличие от знаменитого препарата, действие змеиного яда уменьшает боль на более длительный период.

Лечение змеиным ядом- продолжительный и долгий процесс. В большинстве случаев проводится стационарно под наблюдением врача. Медикаменты, в составе которых находится змеиный яд, могут вызывать рвоту, повышение температуры, жжение и зуд кожи.

Терапия противопоказана людям с хроническими заболеваниями почек и печени, беременным женщинам, при туберкулезе и страдающим психическими заболеваниями.

Змеиный яд при правильном применении поможет оздоровить организм и вылечить многие болезни.

Сбор змеиного яда

В связи со сложностью химического состава змеиного яда, на данном этапе развития науки единственным возможным способом изготовления препаратов из яда остается его сбор непосредственно у змей, то есть человечество еще не научилось получать аналоги змеиного яда химическим путем. С этим связано строительство все новых змеепитомников и расширение уже имеющихся.

Содержание змей — дело серьезное и непростое. Змеям требуется хорошее питание, определенная температура и влажность, немногие ядовитые змеи размножаются в неволе. В некоторых странах поступают по другому: там существуют специальные ловцы змей, которые в определенное время года отправляются в степи и пустыни. После отлова змей у них забирают яд, и затем выпускают их обратно на волю. Для «доения» змеи используют специальный стакан, на который натянута тонкая резина. Змею берут за голову и позволяют ей вцепиться в резиновую крышку. Ядовитые зубы с легкостью ее прокусывают и яд стекает в емкость.

В серпентариях яд у змей собирают один раз в 2—3 недели. От мелких змей получают по 20—40 мг яда (в сухом весе), от крупных — по 500-900 мг за одно ядовзятие (например 300 мг — от гюрзы, 194 — от кобры, 137 — от щитомордника, 50 — от эфы, 30 мг — от гадюки Ренарда). Яд получают путем механического «доения» — массажа ядовитых желез или при помощи электротока. В последнем случае к слизистой рта змеи прикасаются электродами с напряжением 5—8 В, что вызывает спазм железы и полную отдачу яда.

Змеиный яд может помочь в лечении рака и диабета

Ученые обнаружили, что токсины в яде змеи могут стать основой новых ультрасовременных препаратов, способных бороться с такими тяжелыми заболеваниями, как диабет, гипертония и рак.

Хотя змеиный яд и содержит в своей основе смертельные для теплокровных животных компоненты, их опасные свойства можно изменить. Специалисты уверены, что токсины будут иметь эффективное применение в неврологии, гематологии, ревматологии и многих других дисциплинах современной медицины.

Ведущие английские ученые обнаружили, что токсины, содержащиеся в яде змей и некоторых ящериц, можно преобразовать в безопасные молекулы, для которых открываются широкие перспективы применения в фармакологии.

Доктор Николас Кэсьюелл из Ливерпульской школы тропической медицины так объясняет сложный химизм ядов: «Эволюция ядов — очень сложный процесс. Ядовитые железы змей устроены таким образом, что вырабатываемый ими яд выполняет весьма разнородные функции. Некоторые из этих функций предусматривают умерщвление или обездвиживание добычи, а на другие возложены дополнительные задачи».

Токсины и их производные на протяжении многих веков представляли большой интерес для ученых. Однако их смертельные качества всегда устанавливали свои ограничения. Разработчики лекарственных средств должны были сначала научиться изменять токсины, не уменьшая при этом их эффективность. Однако теперь ученые выяснили, что в организме змей могут существовать нетоксичные версии различных компонентов яда. До недавнего времени считалось, что синтез яда в теле змеи — односторонний процесс, но теперь выясняется ошибочность этого мнения.

Исследователи из Национального университета Австралии, Бангорского университета, а также Ливерпульской школы тропической медицины исследовали генные последовательности у бирманского питона и подвязочной змеи (результаты были опубликованы в журнале «Nature Communications»). Они смогли выстроить эволюционное дерево, показывающее взаимосвязь между различными химическими процессами в организме змеи, включая выработку яда.

Как поясняет один из соавторов публикации доктор Вольфганг Вустер из Бангорского университета, «Многие токсины яда змей участвуют в тех же самых физиологических механизмах, которые являются объектом интереса и для медиков. Необходимо выяснить, как конкретно токсины в организме змеи превращаются в безопасные белковые соединения, и поняв это, мы сможем найти новые пути к созданию лекарств для человека».

Змеиный массаж

Представьте себе, вы приходите на массаж, а вместо массажиста вас встречает настоящий гад. Нет, дело не в том, что массажист — плохой человек, он вообще не человек, а змея. Точнее клубок змей. Думаете, это сюжет фильма ужасов? Нет, это новинка SPA-индустрии. Первопроходцем змеетерапии стала владелица SPA-салона из Израиля Ада Барак. Там эта процедура пользуется популярностью. За 70 долларов можно и здоровье поправить, и к экзотике приобщиться.

Идея рептилиотерапии не нова. Давно замечено что после физического контакта со змеей люди становятся более расслабленными.

Для массажа обычно используется до 6 змей разных видов. Разумеется, все они неядовиты. Переплетенных в клубок змей кладут на тело человека. Змеи начинают расползаться кто куда, вызывая ни с чем не сравнимые ощущения.

У каждого пресмыкающегося «массажиста» есть своя специализация. Меленькие змеи способствуют улучшению кровотока и релаксации, их крупные коллеги оказывают более глубокое воздействие. Они снимают мышечную и суставную боль.

Решиться на такую процедуру способен далеко не каждый. Людям, страдающим герпетофобией (боязнью змей), лучше не испытывать судьбу и отправиться к обычному массажисту, а вот любителям острых ощущений такой массаж, безусловно, понравится. Кстати, у змеиного массажа нет противопоказаний.

Недавно такой салон появился в Москве. У него уже есть свои постоянные посетители. Многие клиенты даже выделяют среди «массажистов» своих любимчиков.

Стоимость одной процедуры в Москве — 3 000 руб.

Народная медицина яды