Викторина для школьников на тему лекарственные травы

Интересные и познавательные викторины для начальной школы и школьников среднего школьного возраста.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина: Помоги себе сам «Лекарственные растения»

Вопросы викторины

■ И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый . Ответ: Отвар.

■ Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Ответ: Подорожник.

■ Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение. Ответ: Крапива.

■ Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом. Ответ: Ромашка.

■ С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. Ответ: Мята.

■ Плоды какого фрукта являются источником витамина С? Ответ: Лимона.

■ Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца. Ответ: Лесной ландыш.

■ Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. Ответ: Шиповник.

■ Овощ, содержащий витамин С и оберегающий детей от простуды. Ответ: Перец.

■ Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Другое его название столетник. Ответ: Алоэ.

■ В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина К, способствующих свертыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при легочных, кишечных и других кровотечениях, при диабете. Ответ: Крапива.

■ Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. Ответ: Сосна.

■ Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? Ответ: Ноготки.

■ Корень этого растения помогает возбудить аппетит. Ответ: Корень одуванчика.

■ Быстро убивают вредные бактерии. Ответ: Лук и чеснок.

■ Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. Ответ: Алоэ.

Викторины для детей. Викторина по теме: Лекарственные растения

Викторина про лекарственные растения для школьников. Устраивайте интересные и увлекательные конкурсы с помощью этих вопросов викторины.

Викторина «Лекарственные растения»

■ Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

■ Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

■ Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

■ Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

■ Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа).

■ Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман, белладонна, белена).

■ Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

■ Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).

■ Какое лекарство из него изготавливают? (Сердечные капли).

■ Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

■ Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

■ Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина? (Кору ивы).

■ Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

■ Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»? (Вороний глаз).

■ Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему? (Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

■ Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).

Вопросы про лечебные растения

Задание: выбери правильный вариант ответа (верный ответ только одни)

1. Если заболит горло, то лучший доктор — это отвар…
а) из ландыша
б) из луговой ромашки лекарственной
в) из шиповника.
2. Это растение можно использовать вместо ваты.
а) крапива
б) одуванчик
в) мох сфагнум.
3. Это дерево считается не только символом России, но и обладает необыкновенной красотой и лечебной силой.
а) берёза
б) липа
в) рябина.
4. Крапива — это настоящая загадка! А в чём её огромная полезность?
а) мочегонное средство
б) хорошо останавливает кровь
в) для лечения сердечно- сосудистой системы.
5. Эту траву очень любят кошки.
а) подорожник
б) валериана лекарственная
в) чистотел.
6. Это растение называют «зелёным бинтом»
а) одуванчик
б) крапива
в) подорожник.
7. Что можно использовать в лесу для заваривания чая?
а) листья чистотела
б) листья малины, черники, земляники
в) листья ландыша.
8. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?
а) приложить лист подорожника
б) натереть лопухом
в) приложить лист чистотела.
9. Чтобы очистить грязную воду, достаточно бросить в неё веточку этого растения.
а) сирень
б) черёмуха
в) пижма.
10. У вас простуда? Не беда. Соцветия этого дерева отлично помогут при простуде.
а) липа
б) рябина
в) черёмуха.

Занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) по теме:
Викторина: « Лекарственные растения»

выявить знания детей о лекарственных растениях, их пользе

Предварительный просмотр:

Викторина: « Лекарственные растения»

Цель: выявить знания детей о лекарственных растениях, их пользе.

Вопросы к викторине:

  1. В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение? (чистотел);
  2. Достаточно съесть 5-7 ягод в день или заварить их вместе с чаем, и они насытят вас витаминами. Что это за ягода? (рябина);
  3. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама ( мать – и – мачеха);
  4. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны ( подорожник);
  5. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? ( одуванчик);
  6. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы ( мята);
  7. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами ( шиповник);
  8. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (ноготки);
  9. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению (крапива);
  10. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы (зверобой);
  11. Какая ягода заменяет лимон? (клюква);
  12. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице);
  13. Когда следует собирать лекарственное сырьё? ( Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).
  14. Назовите правила сушки лекарственного сырья? ( Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

планирование работы на неделю.

Планирование работы на неделю.

Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других.

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях.

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2.

Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема: «Какие цветы нас лечат.

Форма работы: викторина.

вторая реабилитационная группа

Целевая аудитория: несовершеннолетние 7 – 13 лет.

Форма и методы работы: упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина, презентация слайдов, блиц-опрос.

Цель: развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях.

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Ожидаемый результат: знание детей лекарственных растений, умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: фишки красного и зелёного цвета, жетоны-цветочки, презентация слайдов, грамоты.

1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!».

2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.

3. Основная часть – беседа, викторина, презентация слайдов.

4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.

Викторина «Какие цветы нас лечат.

Цель: развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях.

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Оборудование: красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат», вопросы для викторины, тексты стихотворений.

Ход занятия.

1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!».

2. Вводная часть.

Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.

Подготовка к восприятию материала.

Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

Читайте так же:  Народное лечение зуда у собаки

И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?

— Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения — наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

3. Основная часть.

— Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?

— Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

— Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат среди двух команд:

— Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

(Совещание команд, выбор названия, капитанов).

Воспитатель: ответы на вопросы викторины поочередно, получение жетонов – цветочков за правильные ответы.

Задания для викторины:

1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

2. Какое растение получило название «мяун-трава»?

Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.

4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.

5. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

7. Какое растение поможет укрепить волосы?

(Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная

8. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

9. Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться:

Привяжется кашель, поднимется жар —

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.

10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

11. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.

Другое его название столетник.

12. Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое.

16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ: Мята.

17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд 19) Ответ: Плоды чёрной смородины.

4. Заключительная часть.

— Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

(Подведение итогов викторины, вручение грамот игрокам победившей команды).

— Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…

медленно по лугу

скажем каждому цветку.

Я должен над цветами

Не для того, чтоб рвать

И доброе лицо им показать.

— Для чего необходимы человеку лекарственные растения?

(Для поддержания здоровья.)

— Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?

(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)

— Что можно приготовить из лекарственных растений?

(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)

— В какое время суток собирают лекарственные растения?

(Утром, когда обсохнет роса.)

— Как нужно сушить лекарственное сырьё?

(В тени, в проветриваемом помещении.)

— Все ли растения являются лекарственными?

— Где можно хранить лекарственное сырьё?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

— Где можно собирать лекарственные растения?

— Сколько листьев можно обрывать на растении?

Викторина по биологии для 6 класса по теме «Лекарственные растения»

Сценарий викторины для 6 классов

«Лекарственные растения на службе человеку».

1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека;

2) показать многообразие лекарственных растений своей местности;

В нашей школе проводится неделя здоровья. В рамках этой недели в 6 классах мы решили провести викторину.

Речь в нашей викторине сегодня пойдёт о лекарственных растениях.

Человек давно заметил, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, и среди великого множества растений разыскивают нужные для себя. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней. В наших современных аптеках вы тоже сможете сегодня купить множество лечебных средств, основанных на растениях.

— Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (в зоне смешанных лесов). В нашей лесной полосе растёт великое множество лекарственных растений, которые мы можем для себя собирать, но нужно помнить следующее.

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

1 конкурс – «Приветствие команд» (команды выходят под звук фанфар)

1. Название команды.

2. Эмблема команды.

3. Рассказать о растении, которым названа команда.

Не допускаются подсказки зала. У класса, подсказывающего ответы, снимаются очки.

2 конкурс – «Блиц — турнир».

1.Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник).

3. Растения, на которых гадают, применяющиеся для полоскания горла (ромашки).

4. Какие лекарственные растения носят «звериные” названия?

(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

5. Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?

(Приложить лист подорожника)

6. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?

( Шиповник и черёмуха)

7. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

8. Какие болезни лечит красавица берёза?

(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

9. Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Считалось ,что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского Валериана означает «быть здоровым». В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.

3 конкурс – «Отгадай растение по внешнему виду».

— На экране представлены растения нашей природной зоны. По внешнему виду угадайте название растения. Названия растений запишите на листочках.

Растёт на лугах и в болотистых местах. Применяется для лечения лёгочных заболеваний, а также воспаления желудочно-кишечного тракта и почек.

Растёт на пустырях, у дорог, по берегам водоемов, на лугах, полянах, вырубках. Для лечения используют надземную часть растения, лечат при этом энтеробиоз, гастрит, гепатит, эпилепсию и мочекаменную болезнь.

Растёт по берегам озёр и рек, на заливных лугах. Корневища применяются для лечения расстройства кишечника, при кровохаркании, а также применяют в качестве противовоспалительного и сосудосуживающего средства.

В народе последнее растение называется ещё 9 названиями:

бедренец, грыжник, огородник, пуговка, прутик, дикая рябина, совья трава, чернотрав и шишечки.

Попросим наше жюри подвести промежуточные итоги нашей викторины.

А пока наши участники немного отдохнут – загадки залу.

Читайте так же:  Народные средства от золотистого стафилококка

Загадки для зала:

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый. (Одуванчик)

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: «Беда, беда!»

В огороде… (Лебеда)

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой. (Зверобой)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что вдыхаешь? — Запах. (Мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов викторины.

А теперь пришло время отгадать загадки и участникам викторины.

4 конкурс – «Отгадай загадку» (каждой команде по 3 загадки)

1. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы — коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)

2. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)

3. Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

4 . Кисть ягоды прекрасной,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы я уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник / шиповник)

5. Трава сродни петрушке

И с зонтом на макушке,

Нужна та травка пекарю,

А также и аптекарю.

6. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной.

7. Семена, как коготки,

От горла помогают,

Кто же их не знает. (Календула)

8. Вышли в поле пастушки,

За спиной у них — мешки,

На тугой тесёмочке. (Пастушья сумка)

9. Горькая травка,

К животу поправка,

И метёт чисто. (Полынь)

На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожем на суму. (Пастушья сумка).

5 конкурс: «Напиши растение»

Растение является одним из самых ранних цветков в нашем лесу. Его часто называют подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено и холодно. Он как будто дрожит на ветру.

Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но есть ее нельзя — она ядовита.

Вся поляна покрыта голубыми, синими и розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

6 конкурс: «Опиши растение».

Опишите растение по плану:

1. Название растения.

3. Листья (простые или сложные; жилкование).

4. Тип корневой системы.

В это время – загадки залу :

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом. (Медуница)

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав. (Тысячелистник)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

Любит сад и огород,

Вдоль дорог она растет.

Если влажно и тепло,

Хорошеет всем назло!

Ей на радость, вам — беда.

Что в огороде? (Лебеда)

7 конкурс – «Конкурс болельщиков»:

«Стоит дерево, цветом зелено,

в этом дереве – четыре угодья:

первое – больным на здоровье,

второе – людям колодец,

третье – от тьмы свет,

а четвертое – дряхлым пеленанье.

Что это за дерево?»

— Как вы можете объяснить 4 угодья этого дерева?

1.Дерево это, конечно, береза.

Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье.

2. Утолять жажду березовым соком – людям колодец.

3. Освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет.

4. Связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, корзинки – дряхлым пеленанье.

(Команды садятся в зал и ждут подведение итогов жюри)

При сборе лекарственных растений нужно быть максимально осторожными. Использовать без инструкции их нельзя, потому что некоторые из них ядовиты.

Например, ядовитыми в нашей местности являются волчеягодник обыкновенный, белена чёрная, ландыш майский, багульник болотный, бузина травянистая, кислица обыкновенная, крушина ломкая, можжевельник и многие другие.

Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица Земли, если человек будет варварски уничтожать их, не заботясь о их сохранении в природе. В настоящее время в Московской области уже не существуют многие растения. Они перед вами на экране.

(показ исчезнувших растений)

Это Цервария Ривиниуса, Меезия длинноножковая, Меезия трёхгранная, Палюделла оттопыренная, Псевдокаллиергон плауновидный, Сплахнум бутылковидный.

Эти растения ещё пока сохраняются в других областях, но в Московской области они уже вряд ли когда-нибудь появятся.

В настоящее время в нашей местности продолжают погибать растения.

Очень просто погубить живое,

Ведь цветы не могут нам сказать:

“ Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!”

А вот, что может сказать вам об этом, например, ландыш майский:

– Рвут весною нас повсюду, вянем мы в букетах зря.

Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!

Должен всем я вам сказать, что нельзя нас собирать!

Такая просьба адресована к нам не только от ландыша майского, но и от многих других растений. Эти растения занесены в Красную Книгу Московской области и считаются охраняемыми, находящиеся на грани полного исчезновения.

(показ охраняемых растений с музыкой « Беловежская пуща»)

Нельзя забывать, что Красная книга может превратиться в Черную.

Каждый из вас, ребята, должен задать себе вопрос, а что я сделал или сделаю для того, чтобы сохранить природу родного края? Что сделать для того, чтобы сохранить наши леса?

Давайте вместе составим правила поведения в лесу:

1.Нельзя разжигать костер в лесу.

2.Нельзя ломать ветки растений.

3.Нельзя резать кору деревьев.

4.Нельзя вытаптывать и срывать цветы на букеты.

5.Нельзя оставлять мусор.

За последние 100 лет площадь лесов на Земле сократилась в 2 раза.

Каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса.

Виной этому могут быть и пожары, чаще всего по вине человека.

Задумчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами и золы.

Нашу викторину хочется закончить словами — призывом Е. Евтушенко:

Берегите эту землю, эту воду.

Даже каждую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Слово предоставляется жюри для подведения итогов викторины и награждения команды. Команда- победитель выходит под звук фанфар.)

Учитель первой квалификационной категории ГОУ СОШ № 2010 г. Москвы Иванова О. В.

Викторина проводится в 6 классах в рамках недели Здоровья.

На протяжении 7-ми конкурсов учащиеся показывают свои знания о лекарственных растениях: их внешнем строении, условиях произрастания и применении человеком.

Проверяются биологические знания о строении растений; отгадываются загадки о растениях. Учащиеся знакомятся с исчезающими и исчезнувшими лекарственными растениями Московской области.

Мероприятие воспитывает бережное отношение к природе родного края. Викторина сопровождается музыкальным оформлением, красочной презентацией, на которой изображены лекарственные растения.

Выдержка из текста:

3 конкурс – «Отгадай растение по внешнему виду».- На экране представлены растения нашей природной зоны. По внешнему виду угадайте название растения. Названия растений запишите на листочках.

  • 1 растение – Растёт на лугах и в болотистых местах. Применяется для лечения лёгочных заболеваний, а также воспаления желудочно-кишечного тракта и почек.
  • 2 растение — Растёт на пустырях, у дорог, по берегам водоемов, на лугах, полянах, вырубках. Для лечения используют надземную часть растения, лечат при этом энтеробиоз, гастрит, гепатит, эпилепсию и мочекаменную болезнь.
  • 3 растение – Растёт по берегам озёр и рек, на заливных лугах. Корневища применяются для лечения расстройства кишечника, при кровохаркании, а также применяют в качестве противовоспалительного и сосудосуживающего средства.В народе последнее растение называется ещё 9 названиями: бедренец, грыжник, огородник, пуговка, прутик, дикая рябина, совья трава, чернотрав и шишечки.

Попросим наше жюри подвести промежуточные итоги нашей викторины. А пока наши участники немного отдохнут – загадки залу.Слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов викторины.А теперь пришло время отгадать загадки и участникам викторины.

Кроссворд с вопросами и ответами о лекарственных растениях для 4 класса

Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: кроссворд для 4 класса «Лекарственные растения» предназначен воспитателям и учителям начальных классов, а также педагогам — организаторам летнего досуга детей. Можно использовать данный кроссворд и на уроках, и на внеклассных занятиях по экологическому воспитанию. Разгадывание кроссворда способствует развитию логического мышления и памяти у младших школьников, привитию познавательного интереса детям, закреплению знаний учащихся о лекарственных растениях, расширению кругозора детей о растениях.

Цель: организация летнего досуга младших школьников.
Задачи:
— закрепить знания учащихся о лекарственных растениях;
— расширить кругозор детей о богатстве природы;
— развивать познавательный интерес у младших школьников;
— прививать бережное отношение к природным богатствам;
— развивать логическое мышление, познавательные способности и память у младших школьников.

Урок-конференция на тему «Лекарственные растения в жизни человека». 6-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Читайте так же:  Народные средства при беременности от давления

Участники конференции:

  • учитель химии и биологии;
  • научный сотрудник;
  • фармаколог;
  • косметолог;
  • дерматолог.

Цели и задачи:

  • углубить и расширить знания обучающихся о ценности лекарственных трав;
  • продолжить формирование бережного отношения и любви к природе, экологической культуре, рационального использования природных ресурсов.

Оборудование:

  • таблица или картинки с изображением лекарственных растений региона (области);
  • гербарии лекарственных растений данной местности;
  • вырезки из газет и журналов с полезными советами из рубрики “Лечение травами”;
  • предметы косметики и парфюмерии сделанные на травах;
  • выставка книг о лекарственных растениях.
  • компьютер, экран, проектор, звуковоспроизводящие устройства
  • компьютерная презентация открытого урока «Лекарственные растения в жизни человека».

Предварительная подготовка:

Перед проведением данного урока проводится предварительная подготовка докладов, создание презентации. Учитель готовит тесты по теме, на которые учащиеся ответят по завершении урока. Данный урок проводят для учащихся 6 классов.

Ход урока

I этап — Организационный момент.

Учитель.

Я не степью хожу, я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь
Ты природой расписанный странный рецепт.

— Дорогие ребята и учителя! Сегодня мы с вами собрались для ознакомления с интересной темой о лекарственных растениях в жизни человека. Но все ли мы знаем об лекарственных растениях?

— Растительный мир нашей страны очень богат и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему степь, лес, луг по праву можно назвать зеленой аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике проявляются все новые и новые лечебные средства, но только, фитотерапия (лечение травами), зародившаяся в глубокой древности, сохранилась в арсенале лечебных средств вплоть до наших дней.

— На сегодняшней конференции присутствуют специалисты, деятельность которых тесно связана с растениями. (Ведущий представляет гостей). Каждый из них поведает нам о значении растений с разных сторон.

II этап — Актуализация знаний по теме «Лекарственные растения».

Учитель: Уважаемые ребята! Прежде чем мы с вами начнем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить об известных лекарственных растениях на Земле.

Фронтальный опрос по теме:

  • Какие лекарственные растения вы знаете?
  • Где их можно найти?
  • Для чего нужны лекарственные растения?

III этап — Изучение новой темы.

Учитель. Слово представляется научному сотруднику института лекарственных растений.

Научный Сотрудник ВИЛР. Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений – богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лекарственных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений. В природной аптеке можно найти лекарственные препараты от простуды и кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболеваниях желудка и печени.

В настоящее время каждый человек задумывается о свое здоровье и каждый вправе решать как и чем ему лечиться: либо препаратами химического производства, либо природными, можно сказать, народными средствами.

Возможно чередование, либо сочетание вышеуказанных способов. Но то, что от фитолечения исходит польза – это нескрываемый факт. Сотрудники нашего института тесно сотрудничают с фитоотделом фармацевтической промышленности: прежде чем растения пойдут в производство, мы тщательно изучаем их свойства, выявляем степень насыщенности лечебными веществами, уточняем какие именно части растений полезны при различных заболеваниях.

Учитель. Спасибо. На самом деле сейчас большое внимание уделяется фитолечению. Публикуется много печатных изданий: книг, травников, брошюр о методах лечения травами. Выходят в свет специальные газеты, посвященные народным способам лечения растениями. Вашему вниманию представлена лишь небольшая часть подобной литературы. С научной точки зрения в литературе описаны способы лечения разных недугов растениями, правила сбора трав, описаны их фармакологические свойства. Более подробно о свойствах растений расскажет специалист – фармаколог.

Фармаколог. (В своем объяснении-рассказе фармаколог ссылается на иллюстрации и гербарии). Да, действительно, природа – это кладовая лекарств, кладовая здоровья человека. Использовать кладовую нужно разумно, не принося ущерба или вреда природе. Если нам точно известно время сбора той или иной травы, то нет необходимости собирать ее раньше или позже срока, поскольку тогда может не оказаться нужного количества лекарственных веществ в растении и следовательно, пользы не будет. Также необходимо соблюдать осторожность: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Поэт В. Рождественский писал:

“ Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать”.

Давайте поговорим о наиболее известных лекарственных растениях и заглянем в менее знакомые страницы.

Ромашка аптечная (из семейства Сложноцветных). Плиний Старший назвал ромашку земляным яблоком, т.к. по представлению древних, запах ромашки напоминает яблочный. Ромашка в литературе ассоциируется со скромностью, добротой и отзывчивостью. Авиценна считал: “Ромашка – полезнейшее лекарство от изнурения, ибо ее теплота походит на теплоту животного. Я рекомендую ромашку также при опухолях, головной боли, глазных заболеваниях.

В современной научной медицине ромашка также широко используется. Цветки ее применяют в качестве противовоспалительного, спазмолитического средства, при желудочных заболеваниях. Обладает она и противоаллергическим действием. Цветет она в мае-июне. В корзинках ромашки 0,5% эфирного масла, горькие вещества, витамины. Все это придает ромашке противовоспалительные свойства.

Подорожник большой (семейства Подорожниковые). По-другому подорожник называют семижильником, порезником. Авиценна считал, что “он чрезвычайно хорош для язв… Листья его вяжут…, препятствуют кровотечению”

В средние века его применяли при заболеваниях легких, желудка, как противолихорадочное средство.

В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Семена подорожника большого используют в качестве безвредного слабительного средства.

В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гастритах и язвенной болезни с пониженной кислотностью желудочного сока. Свежий сок листьев применяется в качестве ранозаживляющего средства. Листья подорожника имеют богатый химический состав: гликозиды, витамин К, дубильные вещества, полисахариды. Молодые листья весной используют в салат как витаминную зелень.

Горец птичий (семейство Гречишные).По иному горец птичий называют спорыш, трава-мурава. Это очень распространенное растение, мы, порой, его просто не замечаем. Горец птичий устойчив к вытаптыванию.

В русской народной медицине эту траву применяют в виде отвара, порошка и свежего сока из цветущей травы. Она считается противовоспалительным и мочегонным средством, а также средством, способным регулировать обмен веществ. Поэтому птичий горец рекомендуют применять при почечнокаменной и желчнокаменной болезнях. Ее можно использовать в смеси с другими травами. Например, при воспалении легких рекомендуется смесь из равных частей травы спорыша, листьев мать-мачехи и цветков черной бузины. Трава спорыша богата витаминами, аскорбиновой кислотой, солями кремниевой кислоты, микроэлементами. В современной медицине трава спорыша применяется в акушерской практике, как кровоостанавливающее и мочегонное средство.

Учитель. Конечно, говорить о лекарственных растениях можно много. Но давайте взглянем на лекарственные растения с другой стороны. Травяная косметика. Сюда вкладывается несколько иной смысл. Слово косметологу.

Косметолог. Позвольте для начала дать объяснение слову “косметика”.

Слово “косметика” в переводе с греческого “космет” означает “рабыня”, которая украшает тело и лицо женщин древнего Рима. Колыбелью косметики и косметических средств считают Египет, где косметика стала применяться 4000 лет назад. В гробницах древних захоронений были обнаружены сосуды с мазями, различными благовониями и маслами.

Растения, используемые в косметических целях, менее известны, чем лекарственные, однако их свойства и действия на организм человека общеизвестны.

Все косметические средства условно можно разделить на:

  • средства для ухода за кожей;
  • средства для ухода за зубами и полостью рта;
  • средства для ухода за волосами;
  • декоративная косметика.

“Человек здоров, пока здоровы его зубы”, — утверждали древние. Следовательно, уже тогда люди стали задумываться о гигиене полости рта. Общеизвестным доступным средством гигиены зубов являются зубные пасты, реже эликсиры.

Делать пасты полностью на травах невозможно, но добавки являются необходимой частью. В числе натуральных добавок используют продукты морских водорослей, плодов, хвои, экстракты ромашки и зверобоя, лаванды и облепихи, витамин В3 т.д.

В лечебно-профилактические средства по уходу за волосами обязательно вводят экстракты лечебных трав: настои хны, шишек хмеля, листьев крапивы, череды, экстракт плодов перца, цветков ромашки, корней лопуха. В ряд изделий вводятся также натуральные эфирные масла – розовое, гераниевое, лавандовое, розмарина.

Существуют определенные пропорции использования трав и их сочетание с химическими веществами. К разным типам волос применяются и разные средства ухода.

Почти то же самое можно сказать и о других косметических изделиях.

(Косметолог обращает внимание на предметы косметики с выставки, делает их обзор).

Учитель. Издавна дамы пытались улучшить цвет своего лица, придать ему неповторимый оттенок. Но как это сделать, не навредив коже? Об этом нам расскажет специалист – дерматолог.

Дерматолог. Косметологи утверждают: “ Кожа – зеркало здоровья”. Мы, дерматологи, с этим вполне согласны. Дерматология – наука о коже, ее особенностях строения, болезнях и здоровье.

Только здоровая кожа может выглядеть красиво .

Учитель: Ребята, мы ознакомились с рассказами специалистов о многообразии свойств и значений лекарственных растений в жизни человека. А теперь пришло время викторины. Тот, кто правильно ответит на вопрос, будет награжден призом. Итак, приступаем. Желаю всем успеха!

IV этап — Закрепление

Вопросы викторины:

  1. Какие лекарственные растения ядовиты?
  2. Назовите самое распространенное лекарственное дерево?
  3. Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов?
  4. Назовите сорные лекарственные растения?
  5. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает “здоровье”?
  6. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
  7. Как по-другому называют растение золотушник?
  8. Какие лекарственные растения носят “звериные” названия?

Ответы викторины:

  1. Это-белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.
  2. Берёза.
  3. Боярышник.
  4. Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.
  5. Полынь.
  6. Шиповник и черёмуха.
  7. Череда.
  8. Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

V этап – Подведение итогов викторины. Награждение призами учащихся.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнали о разнообразном значении лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения имеют не только эстетическое значение, это еще и наше здоровье. Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве лекарственных растений, наша задача – не растерять данные знания, приумножить их и передать потомкам!

Вопросы про лечебные растения